Способы внушения страха на примере творчества Стивена Кинга

(с) Ермакова Кристина, 2019

студентка Южно-Уральского государственного 

гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, Россия

«Король ужасов» — такое прозвище получил Стивен Кинг благодаря своему безграничному таланту и воображению. Первый его роман вышел в далёком 1974 году, и с тех пор его книги никогда не покидали списки бестселлеров. Первую экранизацию его произведение получило более 40 лет назад, и с тех пор его экранизируют чуть ли не каждый год. Стивен Кинг смешивает элементы самых разнообразных жанров: научной фантастики, детектива, мистики, триллера, драмы, но, несомненно, звание легенды король получил, работая в жанре хоррор.

 

Среди некоторых серьёзных критиков существует такое мнение, что Кинг ищет популярности, просто пугая читателей, надавливая на типичные фобии большинства людей. Однако в современном мире, где серийные убийцы и маньяки не покидают сводок новостей, вокруг бушуют новые страшные вирусы и терпят крушение самолеты, когда мир уже знает, что такое концлагеря и атомный взрыв, напугать читателя не так-то и просто.

 

Возникает вопрос: что же так пугает людей при прочтении или просмотре работ писателя? 

1. Почему Стивена Кинга страшно читать?


В одном из своих интервью Кинг говорил, что страшные истории делают из нас детей. Писатель с удовольствием оживляет не только детские страхи читателей, но и свои собственные. Будучи ребёнком, он боялся пауков, старших детей, ухода матери — в общем, всего-всего. Уже взрослый Кинг не отрицает того, что боится, причем страхов у него несчётное количество. Темнота, змеи, крысы, замкнутое пространство, смерть, неспособность писать. Он опасался, что умрет, не дожив до двадцати. И еще ему внушали страх клоуны.


Страх клоунов и породил один из множества его шедевров «Оно». Безусловно, в этом персонаже есть нечто жутковатое и даже зловещее, то, что действительно может напугать. Но также в этом романе можно проследить, как Кинг на примере своих персонажей объясняет природу самого страха, а именно отражение травм, пережитых в детстве на страхах в будущем. 


Каждый герой романа имеет свой отличительный от других страх. Одна из главных персонажей книги — Беверли Марш, всю жизнь страдала от насилия, в детстве со стороны своего родного отца, а позже — от мужа-деспота. Эдди Каспбрак с детства страдает астмой, от чего его мать часто запрещала ему видеться со своими друзьями и проявляла чрезмерную опеку, из-за чего у мальчика выработалась фобия — он боится заболеть. Ричи Тозиер однажды пошёл в кино на фильм ужасов про оборотней, где и получил свою психическую травму.

 

Особенностью клоуна «Оно» является то, что он может принимать любые обличья, будь то человек, животное, предмет или явление,  тем самым манипулируя страхами детей. Так, преследуя ребят, он принимал обличье крови, напоминавшей Беверли о насилии со стороны своего отца, образ Прокажённого, это очень жуткий человек, страдающий, казалось бы, всеми заболеваниями мира, для Эдди и образ оборотня для Ричи. Итак, на этом моменте можно сделать вывод о том, что все нити страха ведут в детство.


Кинг признаётся, что самой страшной книгой, вышедшей из-под его пера, он считает «Кладбище домашних животных». Конечно, далеко не всем читателем она видится такой, какой увидел её Кинг. Мистика, ужасы, кровь и подобные пугающие вещи не являются определяющими, а предстают скорее "обёрткой", под которой скрывается тема, которая будоражит внимание, волнует и поистине пугает — тема смерти.

 

В основу книги легли реальные события, которые произошли со Стивеном Кингом в конце 1970-х годов. В то время его пригласили работать преподавателем в Мэнский университет. Вместе со своей семьёй Кинг поселился в замечательном доме в крошечном городке недалеко от кампуса. Единственное, что беспокоило жителей городка, так это оживлённая магистраль, проходившая перед домом. По ней постоянно ездили огромные грузовики, которые нередко сбивали выбежавших на дорогу домашних животных. Так и случилось с котом его дочери по кличке Смаки. Он был похоронен на кладбище домашних животных, которое находилось в лесу за домом.

 

В один не самый прекрасный день, вскоре после гибели Смаки, Стивен Кинг вместе с соседями и сыном, которому тогда не исполнилось и двух лет, запускали воздушного змея, как вдруг малыш вздумал выбежать на дорогу, на которой как раз был слышен звук приближающегося грузовика. По счастливому случаю Кингу удалось сбить малыша с ног и помешать ужасному событию. Именно поэтому Кинга так пугает эта книга. Ведь он не только помыслил немыслимое «а что, если», он его записал. Книга заставляет задуматься о том, что будет, если появится возможность заглянуть за неизведанную грань, что будет, если у нас появится возможность вернуть некогда живое к жизни?

 

На примере своих персонажей Кинг показывает, как люди по-разному относятся к смерти. Главный герой романа — Луис, будучи врачом, считает смерть естественным неизбежным событием. Его жена, которая в детстве столкнулась со смертью своей сестры, избегает всех разговоров и упоминаний смерти и болезненно переживает эти события. Их дочь — Элли, после потери своего кота Чёрча, переживает утрату со свойственной детям эмоциональностью.

 

Из этого очевидно, что все мы можем хладнокровно рассуждать на тему смерти, пока она не коснётся тебя. Но когда дело доходит до близких тебе людей, ужас парализует волю, блокирует логику и заставляет забыть про здравый смысл, законы природы и моральные установки.

 

В книге немного моментов, когда в жилах стынет кровь или когда ты вздрагиваешь от каждого шороха. Но она вызывает безнадёжность, показывает бессмысленные попытки справиться с этой безнадёжностью, и это по-настоящему пугает. Страх тут, безусловно, не в восставших мертвецах, ведь мы это видели и не раз читали об этом. Главный страх в том, что часто люди, имея благие намерения, сами творят настоящий ужас, чтобы предотвратить неизбежное.

2. Почему Стивена Кинга страшно смотреть?


Я очень люблю жанр «хоррор» и считаю, что беспроигрышным вариантом при создании фильма ужасов помимо захватывающего сюжета, «скримеров» и ужасающих персонажей считается сочетание психологической составляющей и атмосферы.

 

Фильм «Сияние» 1980 года признан одной из самых успешных экранизаций по работам писателя. «Сияние» не предлагает никаких сюрпризов или оригинальных ходов: это прямая, как линейка, история о писателе Джеке Торренсе, который присматривает за отелем-призраком и постепенно сходит с ума, каждый сюжетный поворот которого можно предугадать.

 

Казалось бы, «Сияние» — один самых композиционно слабых романов Кинга. Когда в одной из первых сцен смотритель объясняет Джеку, как пользоваться бойлерами в котельной, сразу становится очевидно, что это будет важно в конце. Впрочем, режиссёр компенсирует бедную архитектуру сюжета: он достоверно описывает прогрессирующее безумие Джека Торренса, его проблемы с алкоголем и страх потерять ребенка. Перенося роман на экран, режиссёр фильма Стэнли Кубрик сделал упор именно на атмосферу — и не прогадал. Кадр с Джеком Николсоном, просунувшим голову в дыру в двери, по многим опросам, возглавляет рейтинг самых страшных сцен в истории кино, а фильм входит в список 250 лучших фильмов по версии IMDb.


В рассказах Стивена Кинга вы встретитесь с самыми разнообразными ночными чудовищами — вампирами, демонами, тварью, которая живет под кроватью и прочими жуткими созданиями. Все они нереальны. И мы все это понимаем. Однако Стивен Кинг говорит не только о монстрах снаружи, но ещё и о монстрах внутри, о самих людях, чьи поступки могут быть намного страшнее любых монстров. Он показывает, как в критических ситуациях под влиянием страха и неспособностью справиться с собственными эмоциями люди выводят наружу свой внутренний яд, который куда страшнее монстров под кроватью. 


В фильме «Мгла», снятому по повести Кинга «Туман», густой туман охватывает небольшой городок в штате Мэн. Туман настигает главных героев в супермаркете, после чего оказывается, что во мгле скрываются неизвестные чудовища, из-за чего героям приходится оставаться в магазине. Среди смятённых людей выделяется фанатично религиозная миссис Кармоди, которая провозглашает наступивший апокалипсис. Она начинает собирать последователей, убеждая их, что Конец Света наступил и необходимо человеческое жертвоприношение, чтобы туман исчез. Поначалу, её идеи кажутся безумными, но после того, как монстры уносят жизни некоторых посетителей супермаркета, к Кармоди примыкают всё больше и больше членов, и когда их становится достаточно много, уже без колебаний они намереваются отдать маленького сына главного героя на съедение монстрам в качестве жертвоприношения. 


Как мы уже знаем, «Король ужасов» боится всего. Самый сильный страх-боязнь себя самого. Ты никогда точно не узнаешь, каким будет твое поведение в той или иной, даже критической, ситуации. Твой злейший враг — ты сам. В жизни страхов есть два выхода — контролируй свои фобии или это сделают они. И какой будет исход, зависит только от тебя.

Список литературы:

  1. Фокина Д.С. Почему Стивен Кинг хочет нас напугать? // Молодой ученый, 2016. №25. С. 709-711. URL: https://moluch.ru/archive/129/35777/ (дата обращения: 12.09.2019).

  2. Стивен  Кинг о страхе / Моноклер. URL: https://monocler.ru/noviy-sbornik-stivena-kinga-i-schekotliviy-razgovor-o-strahe/ (дата обращения: 12.09.2019).

  3. Матавкин Г. 5 причин, почему Стивена Кинга нужно читать всем (а особенно подросткам) / Мел.фм. URL: https://mel.fm/knigi/1036978-king_read (дата обращения: 12.09.2019).

  4. Поляринов А. От «Кэрри» до «Темной башни»: 13 главных книг Стивена Кинга. URL: https://daily.afisha.ru/brain/6358-ot-kerri-do-temnoy-bashni-13-glavnyh-knig-stivena-kinga/ (дата обращения: 12.09.2019).

© Научно-популярный журнал Метеор-Сити, 2015-2018.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-63802 от 27.11.15 

ISSN 2500-2422

  • вк+.png
  • Twitter Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Google+ Social Icon
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now