Фонетическое выражение образа недостижимого рая в песне

"На краю Земли" рок-группы "Пикник"

Фото: tvrain.ru

(с) Дарья Леонова, 2018

магистрант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета,

г. Челябинск, Россия

Песня «На краю Земли», написанная Эдмундом Шклярским, была представлена в 1991 году. Она вышла в альбоме «Харакири» рок-группы «Пикник». Несмотря на более чем 20-летнее существование текста, ранее он не становился предметом отдельного филологического анализа.

Мы решили исследовать фонетическую систему, потому что «На краю Земли», в первую очередь, музыкальное произведение, предназначенное для восприятия на слух. Интерес вызвал образ недостижимого Рая, являющийся ведущим в произведении, а именно его фонетическое выражение и фасцинативный отклик слушателей и читателей.

В опросе приняли участие 10 человек — представителей молодежи, впервые познакомившихся с этой песней. Сначала им предлагалось прочитать текст, воспринимая его как лирическое произведение, а затем сообщить, какие эмоции вызывает текст.

 

Результат оказался следующим:

  • 50% — спокойствие,

  • 40% — воодушевление,

  • 10% — грусть.

Затем участникам эксперимента предложили прослушать произведение «На краю Земли» в конечном варианте — музыкальном. Ощущения изменились.

  • 60% — уныние, апатия,

  • 40% — светлая грусть.

Чтобы проверить результаты эксперимента, мы обратились к фонетической системе произведения «На краю земли». Как известно, звуковая наполненность текста не должна меняться, даже несмотря на наличие музыкального дополнения. Мы проверили, какие гласные и согласные звуки доминируют в тексте и какую смысловую нагрузку несут.

В первую очередь мы обратили внимание на гласные звуки. Мы подсчитали количество каждой гласной фонемы. При подсчете были объединены звуки [а] и [йа], [о] и [йо], [у] и [йу]. Звук [ъ], который дают в слабой позиции «о» и «а» не учитывался.

 

Результаты: [a] — 33, [и] — 26, [о] — 13, [у] — 6, [ы] — 5, [э] — 5.

Понять, какие звуки преобладают, можно и без подсчета их во всем тексте. Достаточно обратить внимание на фразу, в которой заключен основной смысл произведения: «Там, на самом, на краю Земли». Здесь много звука [а] и встречается звук [и].

По данным А. Журавлева, проанализировавшего цветофонику, [а] ассоциируется с красным цветом, [и] — с синим, а [о] ассоциируется с желтым. Помня о свойстве синестезии, мы можем предположить, что Э. Шклярский, создавая текст, подсознательно использовал цветофонический уровень, тем самым привнеся дополнительные смысловые оттенки в песню.

Так, [а] связан с эмоциями. И действительно, текст эмоционален, это подтверждается и на лексическом уровне, благодаря большому количеству эпитетов. Звук [и], по данным исследователей, связан с разумом и, напротив, охлажденными эмоциями, спокойствием. Поскольку именно эти два звука наиболее частотны, можно сделать вывод о противоречивом мироощущении автора при создании текста. Это подтверждает сам лидер группы «Пикник» Эдмунд Шклярский, раскрывая в одном из интервью смысл песни:

«“На краю Земли” встречается в нескольких наших альбомах. По мелодике и по обращению к теме она создавалась как русская народная песня. Тема там — человек, который чувствует себя свободным не в каменных джунглях, а где-то на краю Земли, а края этого, может быть, и не существует».

Группа "Пикник", фото Lenalenalena [CC BY-SA 4.0], from Wikimedia Commons

То есть тема недостижимого Рая, о которой сообщает Э. Шклярский, раскрывается уже на фонетическом уровне и только при анализе гласных звуков.

Добавим, что синий цвет, который приписывают звуку [у], часто используется на концертах группы «Пикник» во время исполнения песни «На краю Земли». Можно предположить, что он задает спокойное настроение, призывает публику к рассудительности.

Еще одну особенность текста подчеркивает обилие звука [о]. Услышать его можно, например, в этих строках:

"Чистый голос в небесах поет,

Светлый полдень над Землей встает".

 

Во время эксперимента мы выяснили, что текст вызывает не только воодушевление и спокойствие, но и грусть. Такое несовпадение отражается и в характеристике звука [о], ведь большое его количество говорит о депрессии, а малое — о радости. Мы насчитали 13 звуков. Для нас, как аналитиков, возникает дилемма, какое из настроений назвать в таком случае ведущим. Такая заминка объясняет разногласие участников экспериментального опроса.

Обратившись к явлению аллитерации, мы заметили, что в тексте чаще других повторяются глухие звуки (60), а именно [т] (19 — «там», «сладко-сладко», «чистый»),

[с] (17 — «чистый», «слов», «касаясь»). По нашему мнению, их преобладание подчеркивает тихие раздумья автора по поводу места «на краю Земли», рассудительность и спокойствие. В то же время в тексте большое количество сонорных звуков (58 «небывало», «голубой», «дали», «корабли», «землей»). Несомненно, это обусловлено жанром текста: «На краю Земли» — песня, а сонорные, будучи схожими с гласными, легко поются. Но нельзя забывать о другой функции сонорных звуков. Их обилие и многократное повторение приводят слушателя в состояние некоего транса, завораживают, погружают в мир произведения — в Рай «на краю Земли».

Добавим, что текст Э. Шклярского очень ритмичен. Автору удалось добиться этого, во-первых, повторением согласных звуков, которое описано нами выше. Во-вторых, наличием слов, в которых происходит стык согласных («внемля», «сладко», «бредят», «корабли»), а также слов, оканчивающихся на согласный («самом», «небывалых», «гроз», «поет»). Во время чтения при таком завершении слов и фраз происходит толчок воздуха, вне зависимости от характеристики согласного звука по происхождению, «отбивается» ритм. Даже в последних двух строках стихотворения рифма мужская, то есть слова оканчиваются согласным («Чистый голос в небесах поeт, // Светлый полдень над Землeй встаeт»), что позволяет завершить ритмический рисунок текста и «закрыть» содержание, избежав недосказанности.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в основе песни «На краю Земли» лежит образ Рая. При восприятии текста без музыки читатель легко улавливает этот образ. Благодаря фонетической системе, созданной автором Эдмундом Шклярским, произведение оставляет ощущение спокойствия и даже воодушевления. Однако при целостном восприятии текста, вместе с музыкальным сопровождением, Рай оказывается недостижимым, а мироощущение воспринимающего сменяется на грустное, меланхоличное. Предположительно, происходит это потому, что при пропевании текста звук [о], находящийся под ударением, звучит четче и дольше, сменяя свою «радостную» характеристику на «депрессивную».

1. Евтушенко Е. Медленная любовь. Домашняя библиотека поэзии. М.: Эксмо-пресс, Яуза, 1998.

2. Омельченко Е.В. Приращение смысла концепта в структуре коммуникации с фасцинативной составляющей [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (39): в 2-х ч. Ч. II. C. 106-108. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2014_9-2_29.pdf (дата обращения: 12.02.2016).

© Научно-популярный журнал Метеор-Сити, 2015-2018.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-63802 от 27.11.15 

ISSN 2500-2422

  • вк+.png
  • Twitter Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Google+ Social Icon
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now