"Я хотел бы остаться собой".

Стиль текстов песен русских рок-исполнителей

(с) Элизабет Штайнмюллер (Elisabeth Steinmüller), 2018

Независимый автор, г. Штутгарт, Германия

E-mail: emerald91@inbox.ru

Когда мы слушаем песни рок-исполнителей и вникаем в смысл текстов песен, мы можем определить стиль музыканта буквально по одной строке. Благодаря авторским особенностям тексты песен одного рок-исполнителя невозможно спутать с другими — они становятся своеобразной "визитной карточкой" артиста.

 

Сравним стиль (самые яркие впечатления) и лексику в текстах песен русских и зарубежных рок-исполнителей, найдем черты сходства и отличия. Работа разделена на две части: 1 — русские рок-исполнители (на этой странице), 2 — зарубежные. Выводы по всей работе находятся в конце второй части.


В русском роке акцент делается на смысле текста — это берет начало из русской поэтической традиции. Автор выражает свои мысли и чувства предельно искренне, в надежде найти родственную душу. Многие тексты песен связаны с русским фольклором ("Калинов Мост", "АлисА", "Гражданская Оборона", поздний период творчества группы "Кино", ранний период творчества группы "Сплин"). Все этом в целом создает картину русской ментальности. 

Стихотворные тексты полны особой энергетики и неожиданных метафор

— "Наутилус Помпилиус"


"Здесь суставы вялы, а пространства огромны,

здесь составы смяли, чтобы сделать колонны,

одни слова для кухонь, другие — для улиц,

здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц" 

(Скованные одной цепью)


"Одинокая птица, ты летишь высоко

в антрацитовом небе безлунных ночей" 

(Одинокая птица) 

Состояние автора передается простым, но ярким описанием окружающего его мира — "Кино"

 

"Вечер. Я сижу дома. Это зима, это декабрь.

Ночь будет холодной, если верить часам, она уже рядом...

Эй! Кто будет моим гостем?"

(Гость)

В поздний период творчества наблюдается связь с русским фольклором, однако чувствуется также предельная напряженность смысла в одном слове / словосочетании: 


"Волчий вой да лай собак,

крепко до боли сжатый кулак,

птицей стучится в жилах кровь,

вера да надежда, любовь"

(Вера-Надежда-Любовь)

Тексты песен связаны с русским фольклором, традиционные образы вплетаются

в состояние автора — "Калинов Мост"

 

"Рядом ты была, берегла крыла,

было невдомек, я недоглядел.

Косы расплела, по воду ушла,

стынет поцелуй" 

(Родная)


"Ждет в свои объятья синь далекая,

терпкая Камчатка, до свидания"

(Терпкая Камчатка) 

В песнях обличается социальная система. Смысл раскрывается посредством хлестких образов, при этом выявляется смешение сдержанно-христианского со страстно-хулиганским. Автор отличается рефлексивностью и прямолинейностью — "Гражданская Оборона".


"В стоптанных ботинках годы и окурки,

в стираных карманах паспорта и пальцы"

(Все как у людей)


"Да только если крест на грудь,

то на последний глаз — пятак"

(Про дурачка)

Тексты песен лиричны, но при этом остро выражена социальная тематика, которая имеет патриотическую направленность. Любовь к Родине ассоциативно связана с горьким лермонтовским чувством — "ДДТ"


"О прекрасная даль, поглотившая небо,

облака, как к любимой, прижались к земле" 

(Ветер)


"Родина, еду я на родину,

пусть кричат "уродина",

а она нам нравится" 

(Родина)

В текстах песен присутствует множество славянских символов — "Алиса".

 

"А за бугром куют топоры, буйные головы сечь.

Но инородцам кольчугой звенит русская речь"

(Небо славян)


"Где деревья вплетаются в летопись слов отголоском начала,

где лесной часослов зашифрован устами пожаров,

где большая дорога, черная ночь да лихие дела..." 

(Стерх)

Автор предается меланхолии, но печаль его не тяжела: он надеется на возвращение счастливых дней — Константин Никольский ("Воскресение")
"Боже, как давно это было,

Помнит только мутной реки вода.

Время, когда радость меня любила,

Больше не вернуть ни за что, никогда" 

(Один взгляд назад)


"Рисунок тает на стекле, его спасти надежды нет,

Но как же мне раскрасить вновь

В цвет радости мою любовь" 

(Мой друг художник и поэт)

Тексты песен загадочны, метафоричны, ориентированы на избранных слушателей и предполагают множество различных интерпретаций — "Аквариум"
"Горсть жемчуга в ладонях —

Вот путь, который я оставлю тайной...

Благодарю тебя за этот дар —

Уменье спать и видеть сны" 

(Сны о чем-то большем)


"Есть загадочные девушки с магнитными глазами,

есть большие пассажиры мандариновой травы" 

(212-85-06)

Тексты песен в ранний период творчества группы полны ярких образов, в более поздний период творчества тексты песен становятся более ясными — "Сплин" 
"И время качало головой, летая задумчивой совой над тем,

кто нашел какой-то свой путь в мудрые книги"

(Жертва талого льда)


"Ярко луна горит,

Колокол все звонит"

(Колокол)

Тексты в ранний период творчества отличаются многозначностью, в них выражены юношеские переживания, тексты в более поздний период творчества экзистенциальны — Земфира
"Привет, ромашки,

Платите в кассы,

Взрывайте шашки,

Его компашки

Летят с многоэтажек,

Как стая ромашек"

(Ромашки)


"За эти слезы чистые, как снег,

за миллиарды человек, спасибо" 

(Спасибо)

Смысл текстов песен зашифрован в абстрактных образах, а сам автор создал необычный, но запоминающийся имидж — "Мумий Тролль"
"Караванами, пароходами

Я к тебе прорвусь, mon amie…" 

(Это по любви)


"Новая луна апреля

Осветила небосвод,

Но мы ей уже не верим,

Нам она ничего не несет"

(Новая луна апреля)

Действующими лицами текстов песен становятся мистические персонажи — "Пикник"
"Лишь влюбленному вампиру

снова будет не до сна"

(Лишь влюбленному вампиру)


"У шамана три руки

И крыло из-за плеча"

(У шамана три руки)

Тексты песен пронизаны мистикой, связаны с темными силами, фантастическими сюжетами — "Агата Кристи"
"Черные сказки белой зимы

На ночь поют нам большие деревья.

Черные сказки про розовый снег,

Розовый снег даже во сне" 

(Сказочная тайга)


"Задумывая черные дела,

на небе ухмыляется луна.

А звезды будто мириады стрел.

Ловя на мушку силуэты снов,

смеется и злорадствует любовь,

и мы с тобой попали на прицел" 

(Каменное сердце)

Тексты песен таинственны, философичны, ассоциативно связаны с потусторонним миром — "Крематорий"
"Мертвые рыбы в иссохшей реке,

зловонный зной пустыни...

Моя смерть разрубит цепи сна,

когда мы будем вместе"

(Мусорный ветер)

"Умер в 10.03, воскрес в понедельник,

сбросил саван, вошел в ванну

и ходил по воде

мой брат во Христе"

(Мой брат во Христе)

За внешней простотой текста песни скрыты духовно-философские искания автора — "Машина Времени"
"И каждый пошел своею дорогой,

а поезд пошел своей"

(Разговор в поезде)


"Там и днём, и ночью солнце светит,

летом и зимой цветёт земля, не взрослея,

там играют дети, и один из них, наверно, я"

(Три окна)

Лирический герой особым, поэтическим образом воспринимает обыденную жизнь — "Чайф" 
"Запил сосед — у них на фабрике стачка,

С чаем беда — осталась одна пачка.

На кухне записка: "Не жди, останусь у Гали".

По телеку рядятся, как дальше жить — достали" 

(Никто не услышит)


"В ее сумочке мамина тушь,

В ее тетради чужие стихи.

Ее день прошел как всегда,

В ее мечтах все так хорошо"

(В ее глазах)

Эмоциональные переживания автора неожиданным образом перекликаются с бытовыми атрибутами — "Жуки"
"Холодный ветер с дождем усилился стократно,

Все говорит об одном, что нет пути обратно,

Что ты не мой лопушок, а я не твой Андрейка,

Что у любви у нашей села батарейка"

(Батарейка)


"У меня к тебе влечение безо всякого сомнения...

Но! Все мои поползновения не находят одобрения. 

Не спасает даже пение и природное чутье.

Ой-е-е-е! Шире Вселенной горе мое!"

(Влечение)

В текстах песен автор ведет искренний, душевный разговор, он предается размышлениям и вспоминает прошлое — "Високосный год" 
"В 16:37 время ушло.

Эх, какое было время, оно знало себе цену.

Веришь, нет ли?

Все слышнее и заметней краски сыплются с картин,

время просится уйти..." 

(1637)

"Слушай, там, далеко-далеко, есть земля.

Там Новый Год, ты не поверишь,

там Новый Год два раза в год, вот.

Там снег, там столько снега,

что если б я там не был сам,

я б не поверил, что бывает столько снега,

что земля не видит неба... " 

(Тихий огонек моей души) 

P.S. В текстах песен присутствует множество слов, которые популярны в сетевом пространстве — "Монеточка"
"А мы с ним пахнем кошачьей мятой и листвой,

«Алиэкспрессом» и барахолкой "Всё по сто"

(Ночной ларек)


"Где ты, когда ты не онлайн?

Когда я жду тебя в сети,

в какие ссылки перейти,

чтоб просто оказаться там?" 

(Каждый раз)

© Научно-популярный журнал Метеор-Сити, 2015-2018.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-63802 от 27.11.15 

ISSN 2500-2422

  • вк+.png
  • Twitter Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Google+ Social Icon
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now