Особенности выражения чувства любви

(на примере советского кинематографа)

В языке существуют понятия, сконцентрировавшие в себе концептуальное, духовно-нравственное значение, посредством которого можно определить национальную сущность, характер, ментальность. Смысл этих понятий всегда является предметом пристального внимания ученых — лингвистов, психологов, философов.

Данная работа посвящена явлению, определяющему русскую ментальность — понятию «любовь». В нашем исследовании проанализирована тема любви в советском кинематографе. Кино — это средство визуализации идей, дающее возможность представить абстрактные идеи в виде образов, в динамике; именно в кинематографе воплощается культура и быт времени. В художественных фильмах отражаются взгляды людей, их способ мышления, отношение к духовным ценностям, в том числе и к любви. В советских фильмах показаны нюансы взаимоотношений между людьми, в текстах сценариев мы находим многочисленные афоризмы и рассуждения героев о смысле жизни, поэтому в настоящий период существует возможность воспринять и переоценить этот нравственный опыт в ретроспективе. Цель нашей работы — определить содержание духовной категории «любовь» на основе высказываний из советских фильмов и проследить её связь с ментальными особенностями русских людей, то есть спроецировать на языковое сознание людей того времени.

Материалом исследования являются высказывания из советских фильмов, касающихся темы любви между мужчиной и женщиной. Нами было проанализировано 116 высказываний, они были поделены на группы. Основным критерием деления на группы стало содержание высказываний, оттенки чувств и мыслей героев.

Следует отметить, что для русских людей духовные проявления чувства более важны, чем физические. Это связано с национально-ментальными особенностями, поскольку русский характер всегда определяла именно духовность [1, с. 115]. Согласно полученным нами данным, духовные проявления чувства более многообразны, в отличие от физических — они предполагают действия, направленные на любимого человека (жертвенность, преданность, стремление защитить, желание блага) и требуют определенной личностной зрелости.

Доказательством тому служит наибольшее количество высказываний в следующих группах:

1) любовь как отражение идеальных черт возлюбленного (19 единиц); 

2) любовь в рамках социального института и брак (8 единиц); 

3) любовь как многогранное духовное понятие и земное чувство (6 единиц);

4) любовь как чувство комфорта, гармонии, равновесия (7 единиц); 

5) любовь как преданность, верность (6 единиц);

6) любовь как привязанность, которая выражается в боязни разлуки (6 единиц). 

Человек чувствует себя в безопасности, находясь рядом с тем, кого любит. Взаимоотношения с любимым человеком становятся источником радости и вдохновения. 

Итак, нами были выделены следующие группы:

1) любовь как отражение идеальных черт возлюбленного;

2) любовь как физическое притяжение;

3) любовь в рамках социального института и брака; 

4) любовь как многогранное духовное понятие и земное чувство;

5) любовь как чувство комфорта, гармонии, равновесия;

6) любовь как преданность, верность; 

7) любовь как привязанность, которая выражается в боязни разлуки;

8) любовь как эмоциональное неравновесие;

9) любовь как безрассудство, безумство, страсть, высшее проявление чувства;

10) любовь как воспоминания;

11) любовь как смысл, цель жизни и духовного поиска;

12) любовь как таинство;

13) любовь как уступка, проявление жертвенности;

14) любовь как стремление защитить;

15) любовь как непреодолимая сила, не позволяющая оставить человека;

16) мечта о любви.

Остановимся на анализе содержания каждой группы отдельно для того, чтобы проследить весь диапазон представления категории «любовь» в советских кинофильмах. Анализ продуктивности групп поможет понять значимость того или иного качества любви для советского человека — чем больше герои фильмов говорят о какой-либо отдельной стороне чувства, тем более значимо отражение этого качества в сознании советских людей.

Фото: megogo.net

1. Любовь как отражение идеальных черт возлюбленного. Высказывания, принадлежащие к этой группе, встречаются в текстах сценариев советских фильмов чаще всего (19 высказываний). Герой видит достоинства любимого человека и подчеркивает их в своей речи. Это могут быть внешние достоинства (красота) и внутренние качества (доброта, честность), а также парадоксальные, на наш взгляд, достоинства в контексте романтического чувства любви — работоспособность, надежность, профессиональные качества. Кроме того, говорящий о любви мирится с недостатками возлюбленного, не замечает их.

1) — У тебя руки красивые.

— Обыкновенные руки.

— У тебя глаза красивые.

— Обыкновенные глаза («Пять вечеров»).

2) — Мне кажется, вас все должны любить. Вы удивительная и нежная. Теперь вы рассердились?

— Нет.

 — Тогда я скажу вам, что вы красивы. И что вы мне понравились. Ужасно. Сразу («Обы-кновенное чудо»).

3) — Вера, вы себя просто не понимаете. Мне кажется, я знаю вас много лет и понимаю вас. В вас нет того, что я ненавижу. Ненавижу! Вы — настоящая, естественная. Да. Мне с вами легко. Вот я такой, какой я есть. Мне не надо притворяться, мне нечего... Понимаете? И на этом вокзале, смешно сказать, я впервые почувствовал себя свободным. Да вы себе просто цены не знаете. Вы — добрая, вы — красивая, вы — очаровательная, вы — замечательная. Да, вы... прекрасны.

— Вы знаете, мне таких слов никто никогда не говорил. Никогда («Вокзал для двоих»).

4) Вы замечательный директор, вы очень талантливый руководитель, вы эффектная женщина... («Служебный роман»).

5) Я хочу обвенчаться с женщиной, которую люблю. С моей дорогой Мартой. Самой красивой, самой чуткой, самой доверчивой («Тот самый Мюнхгаузен»).

 

2. Любовь как физическое притяжение. В группу вошло 10 высказываний, описывающих физические проявления чувства — поцелуи, объятия и внешние изменения, происходящие с человеком.

1) — Полно шутить. Когда любят, тогда видно…

— Что видно?

— По глазам («Формула любви»).

2) Помнишь, как я тебя в первый раз поцеловал? («Пять вечеров»).

3) — Жень, перестань обниматься.

— Мы не можем перестать. Мы слишком давно не виделись («Ирония судьбы»).

 

3. Любовь в рамках социального института и брака. Следует отметить, что высказывания этой группы отражают особенности русского менталитета и отношение к любви в советское время — любовь должна быть скреплена законным браком. Сравнительно большое количество высказываний относительно других групп (8 высказываний) подтверждает значимость брака для советского человека, важность «официального» подтверждения чувства, признание любви обществом.

1) — Вероника...

— Знаешь что? Знаешь?

— Нет.

— Я сошью себе на свадьбу белое подвенечное платье. Как у бабушки. И фату... Такую длинную-длинную. А ты наденешь черный костюм. И так мы с тобой пойдем...

— В ЗАГС.

— Решено?

— Решено («Летят журавли»).

2) — Работаем в разных местах, но жить, надеюсь, будем вместе. 

— А вы собираетесь на ней жениться? 

— Да! («Москва слезам не верит»).

3) — Сидим прямо, как взрослые.

— А мы и есть взрослые. Вот завтра пойдем, поженимся, и никто нам слова поперек не скажет.

— Прямо завтра?

— А чего тянуть?

— Ну и семейка получится Илюшка муж, Тоська жена («Девчата»).

4. Любовь как чувство комфорта, гармонии, равновесия.

В группу вошло 7 высказываний. В них провозглашается идея о том, что герой фильма чувствует счастье рядом с возлюбленным.

1) Господа! Этот юноша — мой лучший друг. В детстве я завидовала девочкам, у кого были братья, а сейчас жалею об этом, потому что он мне нравится больше, чем родной брат. С братьями ссорятся, а с ним я не смогла бы поссориться. Он любит то, что люблю я. Он понимает меня, и я понимаю его, как самое себя («Обыкновенное чудо»).

2) — Хорошо мне с тобой, Бумбараш. Ничего мне не нужно, только бы с тобой быть. Мокнуть, мерзнуть, любую муку терпеть («Бумбараш»).

3) Поцелуй меня. Когда ты со мной, я ничего не боюсь («Летят журавли»).

5. Любовь как многогранное духовное понятие и одновременно земное чувство. Герои фильмов подчеркивают неоднозначный характер состояния, выражающийся одновременно в физических и духовных (божественных) проявлениях. Все 6 высказываний данной группы были замечены нами в тексте сценария единственного фильма — «Формула любви». 

1) Она являлась миру под разными именами… Джульетта, Лаура... Я даже не ведаю, как она теперь будет называться. Может быть, Мария? Вы не возражаете, сударыня? («Формула любви»).

2) В этой формуле все учтено: знакомство, влечение, ревность, отчаяние… Все грани и градации. Я проведу эту девочку по всему лабиринту. И если в конце вспыхнет огонь чувств... то, значит, не бог его зажёг, а человек («Формула любви»).

3) Ежели ты человек — люби человека. А не придумывай мечту какую-то, понимаешь ли, бесплотную, прости господи! («Формула любви»).

6. Любовь как преданность, верность. Группа состоит из 6 высказываний. С понятием духовности, которое является специфической чертой русского менталитета, сопряжены такие понятия, как совесть, честность и преданность.

1) У нее же кроме Вас никого никогда не было! («Пять вечеров»).

2) Я твои письма всю войну носил с собой («Пять вечеров»).

3) Я молиться за тебя буду… И знай, душу моя всегда будет с тобой рядом («Гардемарины, вперед!»).

 

7. Любовь как привязанность, которая выражается в боязни разлуки. Группа содержит 6 высказываний. Герой фильма хранит образ любимого в памяти и не желает расставаться. В памяти запечатлен и внешний облик любимого, и особенное состояние, когда он находится рядом. 

1) — Вера...

— А?

— вас очень прошу.

— Что?

— Пожалуйста, не уходите. Для меня это крайне важно («Вокзал для двоих»).

2) — Я сейчас уйду ненадолго. Ты подожди меня, ладно? 

— Я с тобой тогда.

— Нет, нет, Хари. Я скоро приду.

— Нет!

— Что такое? Почему?

— Я не знаю... Я не могу. 

— Что ты не можешь?

— Мне кажется, я должна тебя все время видеть («Солярис»).

2) Хоть посмотрю на тебя, чтобы в памяти сберечь («Гардемарины, вперед!»).

 

8. Любовь как эмоциональное неравновесие. Яркой особенностью описания исследуемой категории в кинематографе является отсутствие ее однозначной оценки — положительной или отрицательной, а также изменчивость эмоционального состояния влюбленных людей. Мы нашли 5 высказываний данной группы. 

1) Золото из ртути возникает на десятый день, любовь из неприязни — на пятнадцатый… («Формула любви»).

2) Я столько раз представляла себе нашу встречу! Столько слов всяких придумывала. А встретились, и сказать нечего. Сначала я еще сильно тебя любила. Потом до смерти ненавидела… А сейчас я думаю, если бы не обожглась тогда так сильно, ничего бы из меня не получилось. Хорошо, что ты на мне не женился. Тогда я разминулась бы в жизни с единственным, очень любимым моим человеком («Москва слезам не верит»; героиня ведет откровенный разговор с бывшим возлюбленным и признается в любви своему единственному).

3) Три дня я гналась за вами. Да! Чтобы сказать, как вы мне безразличны! («Обыкновенное чудо»).

9. Любовь как безрассудство, безумство, страсть, внешнее проявление чувства. В данной группе насчитывается 5 высказываний. Благодаря сильному чувству герой фильма способен преодолевать трудности, возникающие на пути к любимому человеку. Высказывания данной группы характерны для текста сценария фильма «Обыкновенное чудо».

1) — От кого вы бежали, как преступник? 

— От любви («Обыкновенное чудо»).

2) — Как ты посмел не поцеловать девушку?! Как же ты посмел?

— Вы же знаете, чем бы это кончилось. 

— Не знаю! Ты не любил ее. 

— Неправда! 

— Ты не любил ее, иначе сила безрассудства охватила бы тебя! Кто смеет предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком?! Нищие и безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему. Из любви к Родине солдаты попирают смерть ногами... Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине. А что сделал ты из-за любви к девушке? («Обыкновенное чудо»).

3) Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут так, будто они бессмертны («Обыкновенное чудо»).

 

10. Любовь как воспоминания. Группа содержит 5 высказываний. Образ любимого человека оберегает в трудные времена. С возлюбленным связаны самые дорогие воспоминания.

1) Началась война, она одна меня провожала. Мы сидим на машинах, женщины ревут вокруг. А она смотрит снизу вверх и говорит: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная...» и запнулась. Моторы тарахтят, ничего не слышно. Я говорю: «Что? Что ты сказала?» Она говорит: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена» («Пять вечеров»).

2) Я его одна провожала. Все уже сидели в машинах. Кругом все плачут, ревут. И я стою, тоже хочу заплакать и не могу. Не могу. А он так смотрит на меня, улыбается весело так. Я ему говорю: вот видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена («Пять вечеров»; примечательно то, что герои фильма вспоминают одну и ту же значимую для них сцену).

3) Юр, а ты помнишь, как мы с тобой сбежали с лекций по финансам и праву... и пошли в кафе-мороженое?

А ты помнишь, как мы с тобой ездили целоваться в Кунцево? («Служебный роман»).

 

11. Любовь как смысл, как цель жизни и духовного поиска. В 4 высказываниях данной группы утверждается идея о том, что любовь — главное предназначение человека. 

1) У нас многие стесняются написать про любовь, хотя про неё думает любая девчонка, даже самая несимпатичная, которая уже не надеется. А надеяться, по-моему, надо! Я, например, хочу встретить... такого человека, который любил бы детей. Потому что без них женщина не может быть по-настоящему счастливой. Если не будет войны, я хотела бы иметь двоих мальчиков и двоих девочек. Да! Двоих мальчиков и двоих девочек! Тогда до конца жизни никто не почувствует себя одиноким. Старшие будут оберегать маленьких... («Доживем до понедельника»; одновременно любовь становится тайной жизни).

2) — Человеку необходимо состояние влюбленности в кого-нибудь или во что-нибудь... всегда... всю дорогу. Иначе неинтересно жить. Ну а мне легче всего влюбиться в тебя. На безрыбье...

— И тебе не важно, как я к тебе отношусь?

— Нет. Это не меняет дело. («Доживем до понедельника»).

3) Как долго я тебя искал! («Гардемарины, вперед!»).

12. Любовь как таинство. Ориентируясь на содержание 3 высказываний данной группы, мы можем сделать вывод о том, что любовь остается неизведанным чувством.

1) — Хитростями да магнетизмом счастья любви не добьешься!

— Тогда скажите, как достичь его?

— Не знаю. Если бы знала, сама была бы счастлива («Формула любви»).

2) Кто ж про такое говорит-то? Про такое молчат да вздыхают («Формула любви»).

3) А для сохранения простых истин нужны тайны. Тайны счастья, смерти, любви («Солярис»).

 

13. Любовь как уступка, проявление жертвенности. Герой способен совершать решительные поступки ради любимого. Эта идея отражена в 3 высказываниях, входящих в группу. 

1) Вы мне помогли очень важную вещь понять. Оказывается, в любви главное — это возможность не раздумывая отдать свою жизнь за другого («Формула любви»).

2) Ты меня звал с собой куда-то, помнишь? Если ты не передумал — я согласна. Давай уедем («Пять вечеров»).

3) — Зачем ты согласилась играть эту комедию?

— Я сделала это ради нашей любви («Тот самый Мюнхгаузен»).

14. Любовь как стремление защитить. Анализ 2 высказываний группы показал, что главный герой стремится сделать счастливым любимого человека и сохранить его от бед.

1) Так вот, в течение этих дней, что я проживу в вашем доме, я намерен обеспечить этой женщине счастливую жизнь («Пять вечеров»).

2) — А я? 

— А ты теперь со мной. Навсегда («Гардемарины, вперед!»; главная героиня фильма Софья чувствует себя в безопасности рядом с возлюбленным).

15. Любовь как непреодолимая сила, не позволяющая оставить человека. Данное высказывание мы включили в отдельную группу. Любимого человека невозможно забыть. 

1) А где покой? Не найти тебе покоя. Запрись в монастырь — одиночество напомнит о ней. Открой трактир у дороги — каждый стук двери напомнит тебе о ней («Обыкновенное чудо»).

 

16. Мечта о любви. Данное высказывание присутствует в тексте сценария фильма «Формула любви». Главный герой мечтает о том, чтобы возлюбленная, существующая лишь в его воображении, приобрела телесный облик. 

1) Я пришел вас просить о чуде. Дело в том, что я влюблен! Влюблен страстно и безнадежно. Дело в том, что предмет моей любви существует только в моем воображении. Его телесные контуры намечены в скульптурном изваянии... Но это мрамор! Холодный мрамор, дорогой магистр! И если б вы взялись свершить чудо… («Формула любви»).

Если посмотреть на фактические данные, то для советского человека в любви были особенно важны такие характеристики, как идеализация возлюбленного, физическое притяжение, брак, гармония (души и тела). Главный герой предан тому, кого он любит, и боится разлуки с ним. 

Перечислены группы, в которых герой испытывает неоднозначные чувства к другому — в диапазоне от ненависти к любви («любовь как эмоциональное неравновесие», «любовь как безрассудство, безумство, страсть»).

С любимым человеком связаны самые светлые воспоминания. 

Далее по количеству высказываний следуют группы «любовь как смысл, цель жизни и духовного поиска»; «любовь как таинство»; «любовь как уступка, проявление жертвенности»; «любовь как стремление защитить», «мечта о любви». Таким образом, любовь становится главным жизненным предназначением человека и одновременно сокровенным желанием. Герой фильма всегда готов приносить благо любимому человеку.

Анализ показал, что высказывания о любви связаны со следующими особенностями русского менталитета, социально-нравственными установками и стереотипами поведения:

Во-первых, любовь — это важная духовная составляющая жизни русского человека. 

Во-вторых, жизнь без любви в одиночестве всегда представляется несчастливой, неполноценной и пустой. 

В-третьих, влюбленные склонны к взаимной идеализации. 

В-четвертых, любовь ассоциируется с желанием помочь, оградить от бед, защитить, то есть с активными действиями, направленными на благополучие человека.

В-пятых, признание в любви и развитие отношений — это чаще всего прелюдия брака, то есть обязательное скрепление уз гражданским и социальным статусом. Это также окружено романтическим ореолом и является почти обязательным эпизодом счастливого развития любовных отношений.

Фото: www.tvc.ru

В отдельные 4 группы вошли высказывания с иной смысловой наполненностью: 

1. Зарождение симпатии, любви.

2. Признание в любви.

3. Определение любви, представленное в высказываниях героев.

4. Сомнения в существовании любви.

При этом первая группа выражает динамику чувства. Во второй собраны высказывания героев, в которых они открываются друг другу — анализируя эту группу, мы одновременно продемонстрировали сходство и разнообразие признаний. В третьей группе (она кажется нам принципиально важной) представлены многочисленные определения любви устами персонажей кинофильмов. Четвертая группа имеет косвенное отношение к исследуемому материалу: в ней собраны высказывания, в которых герои подвергают сомнению само существование любовного чувства. Вышесказанное объясняет причину выделения данных групп: в них отражено изменение состояния героя, которое начинается с повышенного внимания к объекту влечения. Затем нарастание чувства заставляет человека признаться в любви, далее наблюдается попытка дать определение своему состоянию и объяснить его окружающим. В случае охлаждения эмоций, когда чувства идут на спад, герои могут сомневаться в существовании любви. 

1. Зарождение симпатии, любви. Исходя из анализа высказываний группы, мы можем сказать, что на данном этапе играют роль вербальные сигналы (комплименты) и невербальные (взгляд). 

1) Иногда 2 минут хватит, одного взгляда… И всё перевернётся в душе! Вы же знаете, как это бывает! Вы знаете, как возникает любовь! («Формула любви»).

2) Чтобы влюбиться, достаточно и минуты («Тот самый Мюнхгаузен»).

3) — Да, но я еще не задал вам оригинального мужского вопроса. Что вы делаете сегодня вечером? 

— Вы хотите пригласить меня в зал ожидания? 

— Что вы? На вас такое красивое платье. 

— Да? Что вы! У меня еще лучше есть. 

— Так сам Бог велел, чтобы я пригласил вас вечером в ресторан. 

— Ой, пригласите меня, пожалуйста, в ресторан, я так давно не была там. 

— Пожалуйста. Я вас приглашаю («Вокзал для двоих»).

2. Признание в любви. Эта группа высказываний оказалась самой многочисленной. Можно сделать вывод о том, что признание в любви — кульминационный момент фильма, чаще всего он наступает, когда герой больше не может скрывать своих чувств.

 Он открыто и прямо заявляет о своих чувствах, поэтому доминирующим в высказываниях становится слово «люблю». Герой фильма верит в счастливую жизнь с любимым человеком.

1) Я люблю вас… правда! Ваш опыт удался, я полюбила вас и готова ехать с вами хоть на край света. Вы, граф, умный… нежный… а главное — несчастный. Вы без меня пропадете («Формула любви»).

2) У меня теперь есть тайна, которую я не могла бы доверить даже своим близким, только вам. Я люблю вас. Я люблю вас. Правда! Так люблю, что все прощу вам….Я так счастлива, что не верю ни в горе, ни в смерть. Особенно теперь, когда ты подошел так близко. Никто никогда не подходил так близко ко мне. И не обнимал меня. Ты обнимаешь меня так, будто имеешь на это право. Мне это очень нравится. Пойдем ко мне. Я тебе покажу комнату, в которой я столько плакала. Балкон, с которого смотрела, не идешь ли ты. Сто книг о медведях. Я читала только о медведях («Обыкновенное чудо»).

3) — Ох, уходите, уходите. Уходите… Илья Ильич! Я не пойду по этому пути, потому что на этом пути всегда расстаются, а я не хочу расстаться с вами. Я люблю вас («Несколько дней из жизни Обломова»).

4) Милая Леночка, вот на этот раз ты меня выслушаешь до конца. Дело вот в чём, вот ты видишь сейчас перед собой эту пластинку, а я ведь вижу тебя. Твоё лицо, твои глаза... Понимаешь, Лена, в жизни каждого человека бывает такой момент, когда ему совершенно необходимо объясниться с другим человеком… Глупо, что я прибегаю к помощи техники, но мне так легче…Лена, Лен, сейчас я тебе скажу то, что уже давно собираюсь сказать. Я не могу молчать! Лена, я люблю тебя! Да, да, люблю! Люблю-люблю и не боюсь этого слова! («Карнавальная ночь»).

5) Моя единственная, поздравляю с твоим днем рождения... В этот день ты появилась на свет. Уйти от тебя трудно. Но что же делать, иначе нельзя. Война! Это необходимо. Нельзя жить прежней жизнью и веселиться, когда по нашей земле идет смерть. Мы еще будем счастливы. Люблю, верю в тебя. Твой Борис («Летят журавли»).

Стоит отметить, что некоторым героям фильмов легче написать о своих чувствах, чем рассказать о них. Например, в фильме «Летят журавли» главный герой фильма Борис посылает своей невесте Веронике письмо с фронта, в котором поздравляет ее с днем рождения и говорит о своей любви.

3. Определение любви, представленное в высказываниях героев. В советских фильмах мы не находим точного определения любви. Восприятие чувства субъективно и носит образный характер («Пять вечеров», «Летят журавли»). Любовь по-прежнему остается духовным феноменом и нравственным потрясением («Солярис»). 

1) — Саш, а что такое любовь?

— Неизвестно, Зой. Любовь — это электрический ток. Переменный только... («Пять вечеров»).

2) Любовь — это, милая моя, взаимное головокружение («Летят журавли»).

3) Вот я тебя люблю... Но любовь, это чувство, которое объяснить нельзя. Объяснить можно понятие, а любишь то, что можно потерять... себя... женщину... родину. До сегодняшнего дня человечество, земля были попросту недоступны для любви («Солярис»).

4. Сомнения в существовании любви. Любовь возникает неожиданно и отличается многообразием проявлений — это заставляет героев фильмов подвергать сомнению ее существование. Высказывания данной группы мы встретили в тексте сценария фильма «Несколько дней из жизни Обломова» — герой недооценивает себя и не уверен во взаимности чувства. Любовь становится сильной, Обломов боится ее. 

1) А где она, любовь? Вы ее видели? Может, никакой любви нет на свете? («Обыкновенное чудо»).

2) Я говорил, что она меня любит, но я ошибался, и она ошибалась. Ольга не должна меня любить. Это ошибка («Несколько дней из жизни Обломова»).

3) Где ж мне уж. Любит. Сочинили себе сказочку про любовь и утешаются. А ее и вовсе нет, любви-то этой вашей («Девчата»).

Таким образом, цель нашего исследования, состоящая в определении понятия «любовь» на основе высказываний героев советских фильмов, была достигнута. Понятие любви тесно связано с понятием духовности. Духовность становится важной национально-ментальной характеристикой русских людей. Любовь проявляется в конкретных действиях, человек стремится улучшить жизнь того, кого любит.

(c) Елизавета Алексеевна Осокина, 2016 

Аспирант ЮУрГУ, контент-менеджер научно-популярного журнала Метеор-Сити, Челябинск, Россия

Аннотация. В статье представлено исследование понятия любовь в советском кинематографе. Автор выделяет группы высказываний героев фильмов, связанные с понятием "любовь", находит наиболее продуктивные группы. На основе преобладания количества высказываний делаются выводы об особенностях данного чувства для советских людей. 

Ключевые слова: советский кинематограф, любовь, анализ высказываний о любви, ментальные особенности.

© Научно-популярный журнал Метеор-Сити, 2015-2018.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-63802 от 27.11.15 

ISSN 2500-2422

  • вк+.png
  • Twitter Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Google+ Social Icon
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now