Современный анализ текста

Курс направлен на систематизацию знаний о тексте и получение практических навыков анализа текста. Пройдя курс, вы научитесь видеть текст объемно, анализировать его составляющие, понимать и чувствовать замысел автора.

Уникальность курса — акцент на анализе воздействующих приемов в текстах. Освоив их, вы сможете отличать "сильный", увлекающий и побуждающий к действиям текст от "слабого"; эмпатичную коммуникацию от не эффективной. Вы научитесь проводить анализ художественных, публицистических, рекламных текстов в аспекте их воздействия на читателя (слушателя). Это ступень к новому в лингвистике дискурсивному анализу текста.  

 
Содержание курса

1. Понятие текста


Рассмотрим определения текста разных исследователей, сравним их и выделим критерии, признаки, функции текста. Знание ключевых понятий позволит нам проводить анализ любого текста более осмысленно, точно и одновременно оригинально. Перейти к теме




2. Признаки и категории текста


Признаки текста — это текстовые категории, характеристики, которые свойственны всем типам текстов. Вспомним традиционные "школьные" признаки, а также более сложные и точные классификации. Перейти к теме




3. Функции речи и текста


Основываясь на определении А.А. Леонтьева о том, что текст — это речевое произведение, и выделяя функции речи, спроецируем их на функции текста. Перейти к теме




8. Модель коммуникации с фасцинативной составляющей


Текст может быть создан так, что читателя привлекает информация (например, исторические факты) и завораживает фасцинация (например, выразительные средства, особая атмосфера, стиль автора). Почему важно уметь сочетать информацию и фасцинацию в текстах? Перейти к теме




4. Текст как среда диалогического общения. Идеи М.М. Бахтина


Что главное в восприятии и понимании текста, что такое хронотоп и интерпретация по мнению выдающегося русского ученого Михаила Бахтина. Перейти к теме




5. Текст как художественное пространство. Ю.М. Лотман


Как текст соотносится с культурой? При каких условиях текст "оживает"? Ответы на ключевые вопросы теории текста — в работах всемирно известного ученого, филолога и культуролога Ю.М. Лотмана. Перейти к теме




6. Как читатель становится автором


Теория двух культур Ю.М. Лотмана приближает нас к ответу на вопрос: "Почему одни тексты впечатляют читателей, а другие — оставляют равнодушными?". Перейти к теме




7. Речевое воздействие. Фасцинация


Для всестороннего анализа текста знание того, как организовано в нем воздействие, является неотъемлемым. Перейти к теме




12. Средства и приемы речевого воздействия


Для анализа речи / текста необходимо научиться видеть, каким образом автор воздействует на адресата — выделять средства и приемы фасцинации. Автор использует средства и приемы воздействия на всех структурных уровнях языка — фонетическом, лексическом и синтаксическом и других. Перейти к теме




9. Принципы речевого воздействия: ритм, метафора, парадокс, тайна


Принципы речевого воздействия условно разделены на три группы. В первую группу вошли принципы воздействия на глубинный, природный уровень восприятия — ритмизация, метафоризация, парадоксальность, недосказанность. Перейти к теме




10. Принципы речевого воздействия: обращение, диалог, майевтика


Вторую группу составляют принципы воздействия, обусловленные социальной природой человеческого сознания. Они направлены на установление и развитие диалога в речи / тексте: апеллятивность, диалогичность, майевтичность. Перейти к теме




11. Принципы речевого воздействия: прецедентность, опора на авторитет, эмпатия, экземплификация


Третья группа включает в себя принципы, развивающие и усиливающие убеждение в речи / тексте. Перейти к теме




13. Интерпретация текста


Узнаем, что является основой для анализа человеком окружающих его явлений, что такое герменевтика и как рефлексия связана с анализом текста. Детально рассмотрим процесс интерпретации текста и научимся применять его на практике. Перейти к теме




14. Роль фасцинативных сигналов в тексте. Как лингвистический анализ текста помогает раскрыть личность автора


Проанализируем текст, принадлежащий перу легендарного театрального режиссера К. Станиславского. Выделив принципы, средства и приемы в тексте, сумеем лучше понять личность автора. Перейти к теме




15. Итоги курса


Выводы по курсу, перспективы для дальнейшего развития Перейти к теме





 
Как работать с курсом

Курс ориентирован на практику: в каждом уроке теоретические материалы (лекции, презентации, текст) сопровождаются вопросами на понимание темы, практическими заданиями (тесты, письменные задания, эссе) и дополнительными материалами для углубленного изучения темы.

 

Отдельное внимание уделяется примерам анализа текстов, иллюстрирующим применение теории на практике к анализам текстов различного жанра и стиля.

Теория

  • Порционная подача информации (5-7 мин).

  • Материал в системе (списки, таблицы, группы, классификации, схемы). 

  • Только самое важное и необходимое на практике.

Примеры

  • Отработка теории на реальных примерах. 

  • Анализ текстов разных жанров и стилей (художественные, публицистические, рекламные).

Задания

  • Вопросы для самопроверки к каждому уроку, дополнительные материалы. 

  • Тесты, практика, эссе.

  • Финальный проект (для портфолио). 

1. Изучайте теорию — прочтите текст лекции, посмотрите видео и дополнительные материалы по теме.

2. Знакомьтесь с примерами — узнайте, как теория реализуется на практике. 

3. Выполняйте задания — ответьте на вопросы для самопроверки и выполните письменное задание по теме.

 
Об авторе

Омельченко Елена Витальевна — кандидат наук, доцент, ведущий научный сотрудник, главный редактор научно-популярного журнала "Метеор-Сити". 

Эксперт в области речевого воздействия, нейролингвистики, коммуникативных технологий. Автор более ста научных публикаций, среди которых 3 монографии по проблемам фасцинативной стратегии.

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now