Культура фриланса:

компоненты и принципы организации

(с) Вера Сергеевна Харченко, 2016

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «УрГПУ», г. Екатеринбург, Россия

Аннотация. В статье обобщаются особенности фриланса как модели занятости и предлагается концепт «культура фриланса», под которым понимается культура, конституируемая практиками свободной занятости. Ее стрежневой ценностью является стремление к свободе и независимости, а основной характеристикой — индивидуализация во всех сферах повседневной жизни.

Ключевые слова: фрилансеры, фриланс, культура фриланса, самозанятость, свободная занятость, виртуальные биржи труда, стиль жизни, рынок труда, занятость, индивидуализация.

Анализ современной научной литературы о фрилансерах и особенностях фриланса как модели занятости показывает связь с социокультурными явлениями, позволяющими расширить границы изучения свободной занятости.

1. Полизанятость и спорадический характер занятости — проектный режим работы и не долгосрочные трудовые отношения вызывают необходимость постоянного поиска заказов, работы, а случайность и неконтролируемость появления работы влияет на организацию повседневности работника. Он должен уметь планировать свою жизнь таким образом, чтобы выполнять обязательства не в ущерб другим сторонам жизнедеятельности. Все это требует от работника адекватного «просчета» времени выполнения работы, заключаемых договоренностей и выработки навыков планирования, целеполагания в достижении необходимых результатов. От того, насколько правильно работник оценивает собственные возможности и ресурсы, зависит его успешность и будущая репутация. Именно поэтому становятся популярными различные формы обучения фрилансу по типу «Как стать успешным в фрилансе», «Как работать, не выходя из офиса», и т.п.

Образовательные практики для тех, кто хочет стать фрилансером или научиться быть успешным в «свободном плавании», реализуются в различных формах: от выпуска специальных «справочников», пособий, до организации школ фриланса [см. 1, 2, 3] (например, школа Freeology: http://freeology.ru/). Эти формы обучения схожи в том, что предлагают советы и рекомендации для того, чтобы:

  • определить, готов ли «кандидат» стать фрилансером, обладает ли необходимыми качествами и навыками;

  • помочь в выборе профессиональной области, специализации, в том числе обучив ей;

  • предложить оптимальные способы организации занятости, обучить эффективному взаимодействию с заказчиками, коллегами, собственному «продвижению» в фрилансе.

Указанные способы обучения отражают и некоторую закрытость данной группы (не каждый может стать фрилансером, т.к. необходимо обладать специальными качествами или навыками, компетенциям) и «рекрутинговую» открытость — стремление к включению в группу фрилансеров всё большего числа последователей идеологии внеорганизационной и самостоятельной занятости.

2. Преимущественно неформальный характер договоренностей между работниками и работодателями влияет на выработку механизмов защиты, снижения рисков — стороны предлагают «гарантии», например, предоплату за будущую работу или установку паролей в готовых проектах (файлах). Конфликты, возникающие в этой связи между исполнителями и заказчиками, поднимают важную проблему — создание альтернативных профсоюзов фрилансеров [4].

3. «Лоскутность» карьеры во фрилансе связана со специфическими «накоплениями» — опыт, профессионализм, достижения, плотность социальной сети, объем социального капитала. Проектный характер занятости также порождает нелинейность карьеры фрилансера [5, 6].

4. Фриланс формирует виртуальные рынки труда (ВРТ) — социальное пространство, конструируемое вокруг временных исполнителей и работодателей, проектной работы, сообществ фрилансеров, способствующих защите трудовых отношений, получению новых знаний, повышения квалификации. Примером института ВРТ являются биржи удаленной работы (fl.ru, freelance.ru), которые, например, берут на себя функции третьей стороны, то есть могут выступать гарантом выполнения обязательств как для работодателя, так и для работника. В последнее время произошла локализация ВРТ по специализациям и направлениям работы в фрилансе; биржи начинают объединять исполнителей и заказчиков по конкретным областям и профессиям — копирайтеров, программистов, юристов, бухгалтеров, дизайнеров, актеров, фотографов, моделей, строителей, инженеров, архитекторов и т.д. (Например, эта подборка включает обширный перечень бирж по специализациям во фрилансе: www.kadrof.ru/cat_exchange.shtml).

5. Специализация и профессионализация фриланса, зачастую, связана с инфокоммуникационными технологиями, умственным или творческим трудом. Результатом деятельности по преимуществу является нематериальный продукт собственного труда, услуга, а в качестве средств труда — доступные, недорогие средства (персональный компьютер, телефон, интернет и пр.) или собственные способности человека (если рассматривать в качестве фриланса работу моделей, актеров, певцов и т.д.).

Анализ фриланса как модели занятости показывает, что свобода является главной его характеристикой: работник свободен в распоряжении своим временем, жизнью, у него есть выбор когда, где и как работать, он независим от работодателя, у него нет необходимости ходить на работу в строго определенное время и выполнять именно то, что от него требует работодатель и что обозначено в должностных инструкциях и трудовом контракте. Однако свобода здесь иллюзорна — не обладая постоянным трудовым контрактом, защищенным законодательством, индивид вынужден выстраивать собственные способы действования, обеспечивающие его занятость, доходы, существование. Это определяется возможностью индивида включить себя в труд — найти оптимальные способы и механизмы поиска работы, выстраивания отношений с заказчиком, выполнения работы по оговоренным требованиям и самостоятельному обеспечению гарантий. Другими словами, фриланс предполагает следование качественно иному комплексу норм и ценностей, т.е. как модель занятости он наполняется новым социокультурным смыслом.

Фриланс как категория социокультурного анализа практически не представлен в современных исследованиях; некоторые ученые определяют практики фриланса в экономсоциологических категориях, например, как «электронная самозанятость» [7], «интернет-занятость» [8], или же просто сужают до «удаленной работы» [см. 9, 10, 11]. На наш взгляд, это — социокультурное явление, которое связано со специфической культурой организации труда через особые отношения с работодателем и самоорганизацию работника. Именно поэтому продуктивным является изучение фриланса как стиля жизни, конституируемого, воспроизводимого и разделяемого фрилансерами.

Таким образом, возникает особая культура планирования, выполнения работ, их распределения, ответственности и связи с самоуправлением, саморазвитием работника — культура фриланса, складывающаяся из норм, образцов поведения, особых социальных пространств, а также стилежизненных особенностей.

Данная культура, на наш взгляд, состоит из ряда важных компонентов (рис. 1):

  • Фрилансеры как социальная общность (реальная или номинальная); сюда же можно отнести качества, определяющие успешность или востребованность (известность) фрилансеров, такие как самоорганизация, опыт, способности, профессия, навыки.

  • Сообщества фрилансеров, возникающие как на виртуальных биржах труда, так и в Интернет в целом (сайты, блоги и пр.), в социальных сетях. Например, «Адовы клиенты», «Черный список кидал», «мамалансер» и пр.

  • Нормы и правила, вырабатываемые фрилансерам как на групповом и институциональном, так и на индивидуальном уровне.

  • Солидарность фрилансеров (объединение в сообщества, поиск общих способов регуляции поведения, стремление к единению).

  • Социальное пространство (физическое и виртуальное): коворкинги, «третьи места», виртуальный рынок труда (биржи удаленной работы).

  • Ритуалы (День фрилансера, 14 мая).

  • Специфический язык, жаргонизмы (профессиональный жаргон: «сеошник», «зак», «флешер» и т.п.).

  • Ценности (свобода, независимость, возможность оставаться самим собой, ответственность, собственные критерии успеха).

  • Обучение фрилансу (справочники, школы, тренинги).

  • Заказчики, испытывающие потребность в удаленных, временных работниках или исполнителях с уникальными способностями, умениями.

  • Трудовые отношения и занятость, основу которых составляют доверие и индивидуализация.

 

См. рис. 1. Культура фриланса

 

Итак, складывающаяся культура фриланса — это культура, конституируемая практиками свободной занятости, стрежневой ценностью которой является стремление к свободе и независимости, а основной характеристикой — индивидуализированность во всех сферах повседневной жизни. Культура фриланса имеет сходства с описанными М. Кастельсом культурами хакеров и культурой Интернета, определяемой, как культура, построенная на технократической вере в прогресс человечества под воздействием техники, принятая сообществом хакеров, развивающимися на основе свободного и открытого технического творчества, внедренная в виртуальные сети, ставящие своей целью построение нового общества, и материализованная вдохновленными прибылью предпринимателями в творениях новой экономики [12, с. 80].

Главным звеном в культуре хакеров является свобода — свобода творить, использовать знания и распространять их, а отличительными чертами — внутреннее наслаждение от процесса творчества, включенность в сообщества, структурированные согласно обычаям и принципам неофициальной общественной организации [12, с. 63–65].

Формирование в фрилансе особого социального пространства, социальных общностей, норм и правил (социальных институтов), разделяемых ценностей подтверждают становление культуры фриланса. Следует отметить, что не все компоненты культуры фриланса достаточно изучены. Более того, часть из них ранее не подвергалась научному анализу. Комплексное изучение всех структурных компонентов явления позволит в будущем концептуализировать заявленную нами проблематику в полной мере.

 

Библиографический список

1. Северинов Н. Эволюция фриланса. Организация труда: тендеры, заказчики, финансы. Fugees, 2007.

2. Кузнецова С.А. Фриланс. Как заработать $ 1000 в месяц, не приходя в офис. Ростов-н/Д., 2009.

3. Мурадова А. Фриланс: Когда сам себе начальник. М., 2007.

4. Вишневская Н.Г., Алтынбаева И.Ф. Профсоюзное объединение фрилансеров — необходимость или прихоть? // Науковедение, 2014. Вып. 1.

5. Харченко В.С. Фриланс как стиль жизни в современном российском обществе: автореф. дис. ... к. соц. н.: 22.00.06 / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, 2013.

6. Харченко В.С. Фриланс как стиль жизни в современном российском обществе. диссертация ... к. соц. н.: 22.00.06 / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, 2013.

7. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Электронная самозанятость в России // Вопросы экономики, 2011. N 10. С. 91–112.

8. Заиченко С.А. Занятость в Интернет: нетипичные свойства и новые подходы в изучении [Электронный ресурс] // Экономическая социология. 2002. Т. 3. N 5. С. 93–110. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/670/586/1234/ecsoc_t3_n5.pdf (дата обращения: 10.02.2013).

9. Погодина И.В. Власть от организации перешла к работнику правовые аспекты фриланса (удаленной работы) // Трудовое право, 2010. N 2. С. 16–19.

10. Солоха И.А. Дистанционная занятость как возможность реализации конкурентных преимуществ трудовых ресурсов удаленных территорий // Экономический вестник Республики Татарстан, 2009. N 3. С. 54–56.

11. Сорокина А.Н. Удаленная работа как нестандартная форма занятости населения региона (по материалам социологического исследования в самарской области) // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2010. N 74. С. 63–67.

12. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.

© Научно-популярный журнал Метеор-Сити, 2015-2018.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-63802 от 27.11.15 

ISSN 2500-2422

  • вк+.png
  • Twitter Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Google+ Social Icon
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now