Инновационный фриланс: новая форма трудовой деятельности или инновационный образ жизни?

(с) Лопухин Владимир Юрьевич, 2016

доктор социологических наук, профессор экономической социологии и демографии, г. Саратов, Россия

Аннотация. Инновационный фриланс как новый образ жизни воплощен в установке: «Отдавать труду минимум невозвратного времени и получать взамен высокий стандарт благосостояния».

Ключевые слова: инновационный образ жизни, фриланс, яппи, инновационное общество, глобализация, капитал,

собственность.

Для рассуждений в развитие названной темы нам следует принять несколько (может быть) спорных тезисов (констатаций). Естественно, эти тезисы (факторы) в значительной степени изучены мною (автором) и отчасти — апробированы (моими учениками, что называется — на себе). Но учитывая некую стесненность рамками журнальной статьи, ограничимся некоторыми констатациями.

 

Констатация: фрилансеры

 

Фрилансеры (в дословном переводе — «свободные копейщики») появились в незапамятные времена. Профессия продавать свое воинское умение за деньги существует на протяжении тысячелетий. Сословие профессиональных наемников получило довольно широкое распространение в различных человеческих цивилизациях и социумах. Трудно назвать общественный строй или государство, свободное напрочь от явления «солдат удачи». В наш язык это словосочетание (фрилансер) пришло, насыщенное иным содержанием (как и многое другое) из англосаксонского языка. Впервые, в литературных источниках понятие «фрилансер» упоминается в романе Вальтера Скотта «Айвенго» [15].

В наше время под понятием «фрилансер» понимается некий наемный работник (актор*

или субъект экономического действия), дистанционно продающий свой труд, участвующий таким образом в общественном разделении и специализации труда.

В современной экономике труда фриланс определяется как вид самозанятости, ориентированный на выполнение работы по подряду: договору о возмездном оказании услуг с нанимателем [4]. В большинстве случаев современные фрилансеры работают по устному соглашению или по разовым договорам без каких-либо социальных гарантий. Типичный фрилансер — это легкий на подъем наемный работник. Он — обладатель достаточно высокой квалификации по эпизодически востребованной на рынке труда профессии. Это позволяет ему не опасаться безработицы или, по крайней мере, остерегаться, но в меньшей степени, чем работник средней квалификации. Не регистрирующие трудовые отношения официально фрилансеры избегают уплаты налогов. Тем самым использование труда фрилансеров позволяет снизить налоговое бремя и нанимателям. Так называемая «теневая занятость», часто представлена именно фрилансерами.

Как уже говорилось, чаще всего этот подряд носит характер дистанционной формы

занятости (т.е. работа исполняется фрилансером вне территории нанимателя и

без использования оборудования последнего). Это, естественно позволяет существенно

снизить производственные издержки. Напомним: специфика дистанционной занятости, как правило, исключает оформление официальных трудовых отношений.

Фриланс относят к низшей ступени самозанятости. Отличие фриланса от превосходных ступеней самозанятости в том, что под самозанятыми, как правило, понимаются субъекты экономической деятельности (акторы), выступающие либо как частные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, либо

хотя бы и как наемные работники, но не рядовые исполнители, а организаторы труда,

набирающие для исполнения подрядных договоров временные коллективы** из

фрилансеров различных профессий. Подобная практика так называемого проектного

управления весьма прогрессивна и привлекает все больше внимания. В том числе

— в крупных (а потому трудно управляемых и инновационно-инертных корпорациях) [8].

* Актор — термин, используемый в социологии. См.: http://enc-dic.com/sociology/Socialnyj-Aktor-8926.html.

** Группы «мозгового штурма», «проблемные лаборатории» и др. сходные по значению термины, используемые в

менеджменте.

Констатация: яппи*

Яппи обладают высокооплачиваемой профессией, непременно тесно связанной с IT.

Собственностью (до поры) яппи себя не обременяют, не без основания считая, всё, что

не умещается в карманах или (на крайний случай) в портфеле неким «якорем»,

снижающим мобильность, предпочитая без помех гоняться за успехом, реализуя принцип «волка ноги кормят»** .

Критерий успеха яппи — банковский счет. Соответственно, упрощенная конвертация

самого ликвидного актива (денег) в любые жизненные блага рождает эйфорию

всемогущества. Яппи легко адаптивны к новым условиям. Они и не навязывают своих

жизненных приоритетов. И никому ничего не доказывают. При этом яппи всячески

подчеркивают свой профессионализм и некую элитарность, являющуюся следствием

принадлежности к престижной профессии и своего места в ней. Яппи близко сходятся

только «со своими». Одеваются яппи модно и дорого. Следят за своим здоровьем. Новейшие гаджеты являются непременным атрибутом яппи.

Живёт яппи в дорогой (как правило, арендованной***) квартире, оформленной модным дизайнером и обставленной эксклюзивной мебелью. Яппи предпочитают жилплощадь типа лофт или пентхаус. Обычно они (яппи) не заводят семей и как следствие, детей. Именно яппи, урожденные женщинами, стимулируют распространение так

называемых «реборнов»****, компенсируя таким образом запросы материнского инстинкта. Нельзя считать, что яппи совсем игнорируют устойчивые отношения между партнерами (в том числе однополыми). Но такая протосемья носит характер неформального договора между равно-субъектными сторонами и также легко распадается, как и возникает. У яппи терпимость к случайным связям на стороне —

один из «символов статуса и членства» в социальной касте.

В России на обывательском уровне часто смешивают два различных социальных

явления — яппи и «мажоров». Всеобщую нелюбовь к «мажорам» «на гелендвагенах»

распространяют обыватели и на яппи. 

«Мажоры», избалованные дети богатых родителей, к яппи имеют чисто касательное

отношение. Яппи, как правило, происходят из низших социальных страт. Они не могут

похвастать дипломами престижных зарубежных высших учебных заведений и богатыми

«предками». Всеми знаниями и умениями яппи обязаны исключительно своему твердому

характеру, невероятной работоспособности. И не в последнюю меру — своему любопытству. Яппи исходно в большой степени интроверты, по тем или иным причинам (чаще материальным), в детской и подростковой средах являются изгоями.

Именно стремление доказать всем свое право быть не «гадким утенком (как сейчас говорят на слэнге — «ботаном»), а «белым лебедем», приводит трудолюбивых и настойчивых молодых людей последовательно в число яппи и затем, уже обретя себя в новом качестве, — к вершинам жизненного успеха. Не зря кумир яппи Билл Гейтс

высказался в свое время об «очкариках»: "Будьте осторожны, вполне может быть, что это ваш будущий начальник" [3].

«Мажоры» же не становятся яппи. Лентяи и эгоисты редко делаются «профи».

Воспитанные на решении проблем пачками не ими заработанных купюр, только потеряв

родительскую опеку и вследствие этого столкнувшись с реалиями жизни, великовозрастные «детишки» часто скатываются до самых низших страт общества, виня во всем «общественную неустроенность» и «несправедливость». В нежелании «несовершенного общества», состоящего сплошь из презренных «нищебродов», содержать нахлебников (в соответствии с запросами современных «клопов»*****) экс-мажоры распознают «сотрясение устоев».

* Яппи (англ. yuppie, yuppi, сокр. от y(oung) — молодой,

u(rban) — городской, p(rofessional) — професси-ональный, p(person) — личность) — молодёжная субкультура, представители которой являют собой молодых, но уже весьма состоявшихся в своем ремесле специалистов.

** «Жить там, где работаешь а не работать там, где

живешь».

*** Цена аренды в месяц часто превышает цену приобретения в собственность вполне себе удобной квартиры.

**** Кукла реборн — это виниловая игрушка, сделанная

промышленным способом и доработанная художником

внутренне и внешне так, что она выглядит как живая.

Процесс создания называется реборнинг (перерождение),

а мастеров реборнистами. Увлечение этим искусством

зародилось в начале 90-х гг. в США. В настоящее время

оно очень популярно в Европе. См.: Кукла реборн: Что

такое реборн? http://kuklareborn.blogspot.ru/2010/06/blog-

post.html.

**** Пьер Скрипкин (он же Иван Присыпкин: «Я человек с запросами, мне подавай шкаф зеркальный»…). См.: Маяковский В. В. Собрание сочинений в 8 т. М.: Правда, 1968. Т. VII. С. 391–399 с.

Фото: flickr.com

Констатация: закат "общества потребления";

тупик "экономического роста"

По некоторым данным, за последние двести лет человеческое сообщество растратило

невосполнимых ресурсов больше, чем за всю предыдущую многовековую историю. И процесс этого безумного отношения к планете и ее биосфере продолжает набирать темпы. По мере роста запросов ранее отсталых народов ресурсы начинают убывать с космическими скоростями. Существует предположение, что при численности населения Земли в пределах сегодняшней, для достижения средним землянином нынешнего среднероссийского уровня персонального потребления товаров и услуг, потребуется еще пять планет аналогичных Земле [12].

Вместе с этим в целом объективно-закономерным процессом [ростом благосостояния людей] увеличивается принципиально бессмысленное использование всех возможных ресурсов (от человеческого труда до пашни и питьевой воды) при производстве товаров и услуг, которые никогда не будут потреблены. Опережение производства над потреблением — процесс крайне неравномерный. В передовых странах производство благ (и связанная с ним растущая потребность в ресурсах) существенно выше, чем в отстающих. Рыночная экономика самым серьезным образом стимулирует указанное

неравенство.

Во-первых, покупательский (оплаченный спрос) в богатых странах существенно выше.

И, во-вторых, чтобы обеспечить разнообразие предложения, без которого невозможно

удовлетворить запросы капризного покупателя, происходит очевидное превышение предложения над спросом [17].

Достаточно проследить тенденции развития так называемых «мусорных кафе» и магазинов сэконд-хэнд. По некоторым оценкам, более половины продовольствия, поступающего на прилавки магазинов в США, отправляется на свалки в связи с невостребованностью и истечением сроков реализации [19]. Подобная участь постигает не только продукты питания, но и одежду, обувь и др. товары, чей жизненный цикл капризная мода ограничивает одним сезоном.

Очевидность подобного абсурда становится всё более явным фактором влияния на

формирование векторов развития человечества. Отметим, что увеличение производства излишнего приводит к перерасходу главного ресурса человечества — времени жизни людей.

Констатация: глобализация

Глобализация — процесс объективный, и противиться ему, по меньшей мере, бессмысленно.

Экономически обоснованное районирование, при котором за полярным кругом не выращивают кукурузу, а промышленное производство размещают на урбанизированных территориях с развитой инфраструктурой в местах компактного проживания трудовых ресурсов. В основе тенденции — сокращение издержек на производство и распространение товаров до оптимального соотношения [7].

Особо следует остановиться на роли трудовых ресурсов в процессе глобализации. Всё очевиднее нарастание неких количественно-качественных изменений. Суть их в том, что традиционные конкурентные преимущества такие, как природные ресурсы и дешёвая рабочая сила, перестают быть решающими фактором [5]. Успех национальных экономических систем в современных условиях заключен в обладании более совершенной системой накопления, распространения и применения знаний. Знание, помноженное на способность генерировать и воплощать идеи, формирует устойчивый базис опережающего развития. В передовых странах создаются национальные инновационные системы, цель которых в построении экономики, основанной на инновациях. Такие экономические системы всё чаще называют инновационными обществами [1].

Не за горами вопрос о превращении глобальной экономической системы в единое инновационное общество.

Теперь о разделении и специализации труда. Тем, кто занимался когда-либо предпринимательством, хорошо известно: целые отделы «умников» в компаниях деградируют, пожирая при этом гигантские ресурсы. В то же время, приглашенный специалист легко решает проблемы, неразрешимые целыми сонмами внутрикорпоративных «авторитетов». Причина в том, что даже сверхвысокая квалификация без непрестанной «проверки на излом» в виде конкуренции быстро устаревает и мельчает.

Но это касается только ограниченного перечня профессий. Основу производительности несут на себе «крепкие середняки». Именно наличием данного противоречия объясняется бум спроса на инжиниринговые и консалтинговые услуги.

Тренды в инновационном развитии задают США. Известно, что свыше 50% ВВП США производится работниками, имеющими образовательный ценз в 10,5; 12,5 и 14 лет. И именно третья группа из перечисленных дает основную и — самую ценную часть общественного продукта. В России, где люди с высшим образованием составляют по статданным около четверти всех трудозанятых, на долю этой категории приходится производство свыше 56% стоимости национального дохода [11].

В качестве некоторого вывода из вышеприведенного следует: в качестве нового фактора, изменяющего саму сущность труда, определяется интеллект. Под всепроникающим и все изменяющим воздействием интеллекта на состояние производительных сил общества продукт всё чаще создается либо вовсе без привычных факторов производства, либо при их весьма ограниченном участии.

Поэтому ценность трудовых ресурсов высокого качества резко возрастает. И не надо думать, что это обстоятельство укрывается от пристального заинтересованного взгляда индивидов, собственно и являющихся обладателями этого инновационного трудового потенциала.

Рисунок: publicdomainpictures.net

Констатация: перспективы инновационных модераций

системы общественного труда [9]

Как известно, достичь состояния счастья можно, только удовлетворяя свои основные потребности. Таким образом, когда человек, живущий на зарплату, ради накопления по своей воле исключает из расходов на текущее потребление часть заработка, он тем самым отказывается от части возможностей быть счастливым. Закон больших чисел делает бессмысленным такое отложенное потребление. Если, конечно, эти накопления вычленяются из доходов от текущей трудовой деятельности (именно из зарплаты труженика, которая удивительным образом совпадает с себестоимостью труда индивида). Недополучая благ в настоящем, труженик и в будущем не сможет серьезно улучшить свое благосостояние. Ибо «…даже гигантские проценты с маленьких сумм никогда не помогут сформировать капитал» [16, С. 31]. Для достижения большей корректности наших рассуждений следует произвести некоторую адаптацию определения капитала, уместную применительно к нашему анализу. Итак, экономическая теория рассматривает капитал как самовозрастающую стоимость. И что важно для нас — в этом особом качестве капитала обнаруживается его особенное свойство, в котором содержится принципиальное отличие [его, капитала] от собственности в обычном простом понимании. Капитал создает альтернативную заработной плате возможность жить на доходы с этой самовозрастающей стоимости (получая ренту, превращая труженика в рантье).

Именно эта способность капитала обеспечить за счет названного самовозрастания приемлемый с точки зрения рассматриваемого индивида уровень благосостояния и есть суть отличия формирующего переход количества [собственности] в новое качество [капитал].

Альтернативным источником покрытия затрат, связанных с личным потреблением и потреблением иждивенцев, находящихся на содержании труженика, является плата, получаемая рассматриваемым нами индивидом за продаваемый им на рынке труда свой труд. Бесспорным свойством рыночной экономики является формирование цены на все товары (и труд или рабочая сила не исключение) через механизм уравновешивания спроса и предложения. То есть, цена труда есть стихийно сложившееся соотношение спроса и предложения [труда соответствующих качественных и количественных параметров] на конкретном рынке труда в конкретное время.

Неочевидным, но тем не менее весьма действенным отличием ценообразования на труд от прочих [неодушевленных] товаров является значительно бόльшая привязка цены на труд к его стоимости. Объяснение тому весьма простое: труженик с неудовлетворенными запросами на поддержание привычного благосостояния через заработную плату ищет другое место, где плата за его труд будет соответствовать «мальтузианским» издержкам.

Таким образом, мы приходим к новому феномену социальной жизни, возникающему буквально у нас на глазах.

Вывод: инновационный фриланс как инновационный образ жизни

 

Во-первых, индивиды все чаще выбирают из альтернативы «труд по найму или предпринимательство» труд за заработную плату. Объяснения данной тенденции находим в мотивации потребления бόльшего количества невозобновляемого времени своей жизни собственно индивидом, которого у наемного труженика не в пример больше, в отличие от предпринимателя, занятого мыслями о благополучии своего дела даже во сне.

Во-вторых, явно меньшее время, направляемое на труд, используется «продвинутыми» тружениками с гораздо большей эффективностью.

И, в-третьих, возник и развивается абсолютно новый тип понимания и, соответственно, организации потребления, выражаемый в слегка перефразированной «крылатой фразе»: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать ненужные вещи». Что на практике значит: приобретать блага, полезностью которых в полной мере воспользоваться «не судьба», значит транжирить время жизни, направляемое на труд, впустую.

Вывод: отказывая себе в насущном, откладывая часть текущего дохода на накопление ради «светлого будущего», равно как и приобретая что-то излишнее, человек теряет долю «текущего счастья», не обретая хотя бы равноценной замены подобного изъятия в перспективе. Пометим для своего анализа ещё одно следствие: накопления человека, продающего свой труд, не помогут в некой перспективе компенсировать сегодняшние затраты своего жизненного времени на труд. Дело не только в инфляции или кризисах на финансовых рынках. Очевидно, что в старости качество жизненного времени человека ощутимо ниже, чем во времена лучшего периода жизни — пору молодости и зрелости.

Аналогичные рассуждения наиболее интеллектуально развитой части трудовых ресурсов в передовых странах и привели к формированию феномена новой модели экономического поведения, по сути — к новому (инновационному) типу жизни.

 

Её суть: работать по найму, отдавая труду времени ровно столько, сколько необходимо, чтобы обеспечить оптимальное потребление. И ни секундой больше! Отложенное потребление (а стоимость труда на рынке труда не превышает цену труда в принципе) в силу большого числа прямых и косвенных факторов приносит индивиду — своему обладателю — очевидно меньшую полезность. Таким образом, накопление за счет исключения из актуального потребления части необходимых благ в расчете на «светлое будущее» оборачивается снижением текущих стандартов качества трудовой жизни [2].

Вывод: вместо личного потребления этого невозвратного ресурса — времени своей жизни, приходится больше его [времени] направлять на труд по найму. Прямо или, по крайней мере, относительно.

Альтернатива — снижение расходов на воспроизводство трудового потенциала индивида. По крайней мере, отказ от полноценного расширенного воспроизводства оного потенциала и скатывание к простому воспроизводству. Или даже отход к недовоспроизводству [т.е. от прогрессии переходить к регрессии ]. А это тупик.

При этом, следует вспомнить, что наемный работник никогда не получит всю прибавочную стоимость, им произведенную [10]. Как известно, любой труд в обществе (будь то производительный труд или труд непроизводительный) всегда компенсируется за счет произведенной прибавочной стоимости [16, С. 8], которая возникает исключительно в процессе производства как разность между затратами (издержками) и ценой вновь созданной потребительской стоимости. В сумме всех издержек общества на производство всего общественного продукта лежат затраты труда, на первый взгляд никак с производством благ не связанные. Прямо — да. Но в сложной системе разделения и специализации труда, сложившейся в общественном воспроизводстве за века, лишних элементов попросту нет. То есть — пусть косвенно, любой труд оплачивается все-таки за счет производства. Пусть неочевидно.

Носители феномена новой модели экономического поведения, эти новые труженики (как их ещё называют «молодые профессионалы» или яппи) сформировали инновационный подход к труду. Они готовы трудиться с весьма высокой эффективностью. Но за очень высокую плату. Это возможно лишь при условии чрезвычайно высокого качества их рабочей силы. Как отмечалось выше, по причине соотношения «затраты-выпуск» [6] не в пользу самостоятельного ведения бизнеса, при котором мозг предпринимателя занят бизнес-моделированием практически всё время, даже во сне, «молодые профессионалы» выбирают альтернативный вариант. Эта альтернатива — работа по найму. Работа по найму позволяет «выключать» мозг в понимании средства производства одновременно с окончанием трудового дня. И совершенно спокойно переключаться на получение удовольствия. Исходя из целевой установки работать для того, чтобы обеспечить себе достойный прожиточный минимум (который отметим, отвечает весьма высоким стандартам), указанные труженики вкладывают в развитие своего потенциала (в первую очередь — качественное непрерывное образование) значительные ресурсы [18].

 

Но задача воспроизводства трудового потенциала высокого качества не «вещь в себе». Без его реализации на максимально выгодных для труженика условиях картина была бы явно однобокая, и решения главной проблемы — эффективной отдачи — не произойдет. Отсюда гибкая и даже некоторым образом — циничная позиция на рынке труда. Да, высокая мобильность. Да, умение концентрироваться и находить решения сверхсложных задач. Но и откровенное "рвачество", замешанное на условиях несовершенной конкуренции. Одним из механизмов извлечения повышенного дохода становится создание условий монопольного предложения эксклюзивной рабочей силы с последующим извлечением из этого максимального гонорара за труд. Но таковы правила игры при капиталистическом способе производства. И чем отличается в принципе распоряжение собственным человеческим капиталом от распоряжения обычным капиталом? И там, и там — погоня за прибылью. Духовности как высшему проявлению самоактуализации, в жизни поколения «духless» места не отведено.

Заметим: материальное потребление для яппи находится на втором месте. Выявив безальтернативность аксиомы, что мозг монопольно является как потребителем, так и генератором удовольствий, интеллектуалы поставили себе задачу: развивать потребление мозгом. Как следствие поставленной выше стратегической задачи от организма требуется поддерживать максимально долгое функционирование телесной оболочки, в которой обитает «здоровый дух». Потребление материальное [вещное], т.е. потребление телом, ограничивается разумными рамками. Отметим: весьма тесными. Особенно в еде. Отсюда здоровый образ жизни: фитнес как альтернатива любым вредным (хотя бы потенциально) привычкам, например, бег трусцой вместо возлежания перед телевизором. Здоровое питание (натуральные продукты и те в ограниченных количествах). Никакого фаст-фуда с его холестерином, никакого никотина, качественный алкоголь в пределах необходимости [13]. И накопления их выглядят достаточно необычно на фоне стремлений большинства членов общества «всеобщего благоденствия» максимизировать в своем владении предельно возможное количество различных вещных благ. Их накопления выглядят как собственный человеческий капитал. Быть в долгах перед банком (и не одним) и носить в бумажнике вместо купюр кредитные карточки с весьма значительными лимитами — это почти абсолютная норма. Никаких собственных вилл (и даже квартир), никаких собственных яхт, автомобилей и других благ, которые по элементарным подсчетам оттягивают на себя много трудового времени (заметим: времени жизни, направляемого не на собственное потребление, а на труд). Это не значит, что такие инновационные труженики не пользуются предметами роскоши. Напротив. Умопомрачительные драгоценности, лимузины, виллы, более похожие на дворцы — все, что привносит в их жизнь «текущее счастье» (а не его альтернативу — прозябание в стремлении «скопить побольше», складывая копеечку к копеечке). Их расчетливость поражает цинизмом и «ненормальностью» мышления.

Эти «дети поколения NEXT» живут в долг. Потребляя сегодня, они предпочитают отложить оплату по счетам на завтра. А по возможности — на послезавтра. А если удается — не заплатить (есть масса законных способов, уверены яппи, среди которых много юристов-«крючкотворов») хотя бы частично. Фактически они занимают чужую жизнь, чтобы сэкономить свою. Точнее лучшие её времена. Кредит, когда нельзя взять в аренду. Но если внимательно посчитать и провести многофакторный экономический анализ, выяснится парадокс: даже дорогая аренда выгоднее, чем приобретение и продажа со значительным дисконтом любых вещей (за исключением разве что зубной щётки), срок пользования которыми ограничен весьма непродолжительным периодом получения от всего максимума полезных свойств истинного удовольствия. Ведь в аренду предоставляют вещи с минимальным сроком фактической амортизации. Таким образом, арендатор освобождает себя от всяческих "недугов" старых вещей и пользуется максимумом полезных свойств, присущих данному благу.

Но такая «беззаботная» жизнь доступна отнюдь не лежебокам. Первое и главное правило наращивания человеческого капитала — это непрерывное образование. Учиться всегда и везде — вот непременное условие формирования особого признака выделяющего современного молодого профессионала.

Библиографический список

1. Атоян В.Р., Лопухин, В.Ю. Ориентир на инновации: к вопросу теории инновационного общества // Креативная экономика: ежемесячный научно-практический журнал, 2010. N 10. С. 49.

2. Блауг М. Госсен, Герман Генрих // 100 великих экономистов до Кейнса. СПб.: Экономикус, 2008. С. 88–90.

3. Гейтс. Б Бизнес со скоростью мысли... Как добиться успеха в информационную эру. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 480 с.

4. ГК РФ Статья 779 (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016). Договор возмездного оказания услуг.

5. Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века. М.: Экономика, 2001. С. 18.

6. Леонтьев В.В. Избранные произведения. В 3 т. Т. 3. Избранные статьи. М.: Экономика, 2009. С. 54–126.

7. Леонтьев В.В. Общеэкономические проблемы межотраслевого анализа // Избранные произведения. В 3 т. Т. Ι. Затраты — выпуск (русский перевод книги “Input — Output Economics” 1986 г.). М.: Экономика, 2006. 407 с.

8. Лопухин В.Ю., Змеев В.Н., Очкин Д.Н. «Фрилансеры» — инновационная форма трудовой занятости // Теория и практика общественного развития, 2014. N 9. С. 105–109.

9. Лопухин В.Ю. Перспективы инновационных модераций системы общественного труда // Научный журнал материалов российско-китайской научно-практической конференции «Содружество» N 1(1) / 2016 (Россия, г. Новосибирск, 10.04.2016). Новосибирск: Изд-во Содружество, 2016. С. 32–34.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: 2-е изд. Т. 23. Капитал, I т. М.: Изд-во политической литературы, 1955–1981. С. 345–349.

11. Марцинкевич В.И. Человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 2011. С. 173–174.

12. Материалы международной научной конференции «1917-2007: Уроки СССР и будущее России (ресурсно-энергетические, экономико-политические и социо-культурные параметры)»; под общ. ред. А.В. Бузгалина, А.И. Колганова. М.: Ленанд, 2007.

13. Минаев С. Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке. М.: Транзиткнига, 2011. 3562 с.

14. Синтетическое слово, состоящее из русского корня «дух» и английского суффикса less», что означает бездушие

15. Скотт В. Айвенго; пер. Е. Бекетова. М.: Эксмо, 2014. 640 с.

16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Вильямс, 2009. С. 31.

17. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Вильямс, 2009. С. 8.

18. Траут. Д., Райс Э. Маркетинговые войны (Marketing Warfare); пер. с англ. СПб.: Питер, 2011. 304 с.

19. Joseph E. Stiglitz Measurement of Economic Performance and Social Progress [Электронный ресурс] / Professor Joseph E. Stiglitz, Chair, Columbia University. URL: www.stiglitz-sen-fitoussi.fr (дата обращения: 23.10.2016).

20. More than half of the foodstuffs arriving on counters of shops in the USA goes on a dump [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/USA/news/_more_than_half_of_the_foodstuffs_arriving_on_counters_of_shops_in_the_USA,_goes_on_a_dump/10/01/2013/ (дата обращения 12.01.2013).

© Научно-популярный журнал Метеор-Сити, 2015-2018.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-63802 от 27.11.15 

ISSN 2500-2422

  • вк+.png
  • Twitter Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Google+ Social Icon
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now