По следам потерянного города Халхал

азербайджанской Албании

(с) Сабир Паша Оглы Тагиев, 2017

кандидат педагогических наук, доцент, ст. научный сотрудник отдела Проблем сохранения и восстановления архитектурных памятников института архитектуры и искусства Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА), почетный профессор Международной Академии Наук Тюркского Мира, действительный член Европейской академии естественных наук, ветеран труда Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА),

г. Баку, Азербайджан

Аннотация. В статье автор анализирует материалы об исчезнувших городах. На основании теоретических исследований и впервые найденных автором фактических и исторических материалов делается вывод о реальном местонахождении старинного, исчезнувшего города Халхал. Анализ реальных фактов показывает что г. Халхал находился на месте современной деревни Кохнагала и окружающих ее селений Товузского района Азербайджанской Республики.

Ключевые слова: исчезнувшие города, Xaлхал, Хылхына, Хылхыналинская, Хынна, Koхнагала.

Мировая история насчитывает множество исчезнувших городов. Среди самых известных Вавилон, Ур, Урук, Ниневия, Ктесифон в Ираке; Персеполь, Сольтание, Чогха-Занбиль в Иране; Дженд, Имакия, Отрар, Сарайчик, Сауран, Чаган, Асу-Булак в Казахстане и другие [3].

Тема исчезнувших цивилизаций довольно популярна в научной и художественной литературе и среди пользователей сети Интернет.

Одним из наиболее упоминаемых в этом контексте городов является Аркаим. Топоним восходит корнями к тюркскому слову «арка», что означает «хребет», «спина», «основа» — город получил свое название от горы, которая возвышается над местностью на юге в 4 км от поселения. Одна из главных археологических сенсаций 20 века относится к III–II тысячелетию до н.э. «Город Солнца» был построен древними ариями и во времена своего расцвета был храмом, обсерваторией и почитался как духовный центр Сибири и Урала. Сегодня здесь — заповедник и памятник древней цивилизации, который удалось «отвоевать» местным археологам, — в 1987 году планировалось затопление долины «за ненадобностью».

Легендарный и загадочный Вавилон в древности считался одним из самых красивых городов мира. Уникальна и история города — Кир II Великий завоевал его

в 539 году до. н.э., включил в состав империи Ахеманидов и сделал царской резиденцией; во второй половине IV в. до н. э. город является столицей державы Александра Македонского. Впоследствии город неоднократно меняет правителей, входя в состав государства Селевкидов, Парфии, затем Рима, и примерно с III в до н.э. город постепенно приходит в упадок.

Висячие сады Вавилона. Источник: www.flickr.com

Основанная греками Троя на протяжении всего своего существования была предметом конфликтов и кровопролитий. Дело в том, что город занимал стратегически выгодное положение (недалеко от пролива Дарданеллы на месте современного холма Гиссарлык в северо-западном районе Турции), позволявшее держать под контролем пути, соединяющие Европу и Азию. Из «Илиады» Гомера мы знаем о самом известном конфликте, приведшем к падению Трои в 1260 году до н.э. А благодаря немецкому археологу-самоучке Генриху Шлиману, фактически нанесшему город на карту мира, мы знаем и о географическом положении древней Трои.

Амфитеатр Трои. Фото: Brian Harrington Spier (Flickr) [CC BY-SA 2.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0)],

via Wikimedia Commons

В 79 году до н.э. вулкан Везувий, у подножия которого были расположены Помпеи, неожиданно пробудился — «со всеми вытекающими и вылетающими оттуда последствиями». Помпеи полностью откопали только в XX веке и превратили в неплохо сохранившийся музей под открытым небом.

На месте Буденновска на Северном Кавказе в XII–XIV веках находился средневековый город Маджар. В период своего расцвета Маджар являлся главной резиденцией хана Золотой орды: в нем жили ханы и чеканились собственные монеты, строились мечети и минареты, был городской водопровод. Маджар с трудом пережил нашествие войск Тамерлана, во время которого город разграбили его военачальники, и влачил жалкое существование еще полтора века, до самого падения астраханского ханства [2].

Раскопки Помпеи. Источник: https://www.inexhibit.com/mymuseum/pompeii-archaeological-site-naples/

В подобных списках ничего не говорится про еще один город — Халхал. Из материалов, доступных в сети, нам известно достаточно много сведений, причем многие из них противоречивы. В частности, из Википедии мы узнаем, что древний город Халхал находился одновременно в двух странах — Великой Армении и Кавказской Албании [9]. Как это может быть?

Рассмотрим известные факты о Халхале. Город был расположен в области под названием Утик недалеко от границы с царством Иберия. «Город изначально был зимней резиденцией армянских, а с конца IV века — албанских правителей» [11] — данный факт мы считаем абсурдным и ложным.

Хорошо, что есть и объективные мысли. Нам интересно мнение Камиллы Васильевны Тревера. В своих трудах она предполагает, что в Албании святилище Селены-Анахиты и принадлежащая ему жреческая область были организованы по примеру малоазийских, и воссоздает следующую картину.

 

«В плодородной части западной Албании, может быть в районе Халхала (Лала), имелась священная или жреческая область с храмом богини, особо в Албании почитаемой. Земли, принадлежащие храму, обрабатывали мужчины в женщины, причем все доходы с земли и, возможно, ремесел, шли в пользу храма; доходами распоряжался жрец, которому были подчинены иеродулы и который занимал в стране второе место после царя. Кроме иеродулов, на жреческой земле проживали и «одержимые богом» («богоносители»), про которых Страбон, описывая албанскую храмовую область, говорит, что они «одержимы богом» и что они «вещают».

На последнее слово она обратила особое внимание (что до сих пор не делалось) и высказала предположение, что «при храме Селены в Албании имелось прорицалище, в котором ответы вопрошающим давали эти «богоносители». Дело в том, что в Малой Азии при храмах в жреческих областях имелись оракулы…».

«Речь может идти о некой храмовой земле или в районе древнего Халхала, или в восточной части сопредельной с Албанией и Иберией области Гогарене».

«…Это он сообщил и марзпану Чора Себухту, «который не стал выжидать в краях Чора, а сосредоточил все множество своих войск и спешно перешел большую реку, именуемую Кур, и встретился [с Варданом] близ границ Иберии, против города Халхал, который был зимней ставкой царей Албании».

«Из последних слов можно было бы заключить, что переговоры с хонами после обращения к ним Вахана происходили на территории Албании неподалеку от поля сражения, быть может, в городе Халхал, «зимней резиденции албанских царей», и что переговоры с ними вел Вардан Мамиконян со своими союзниками» [12].

Она отмечает, что после сражения 450 года в городе Халхал происходили переговоры с хонами после обращения к ним албанского царевича Вахана. Возможно, поэтому Страбон так описывал эту область: «Из богов они почитают Гелия, Зевса и Селену, в особенности же Селену, святилище которой находится вблизи Иберии. Обязанность жреца у них исполняет самый уважаемый человек после царя; он стоит во главе большой и густонаселенной области, а также распоряжается рабами храма, многие из которых, одержимые божеством, изрекают пророчества» [13].

Предположительно, слово «хонами» происходило из слова «хон», которое нигде не встречается. Ни на портале morfologija.ru, где находим: «хан → хан — существительное, муж. р., именительный. п., ед. ч.» [4], ни в других источниках. Таким образом, путаница возникает и в словах, и в исторических фактах.

Идея подтверждается и в Азербайджанской Советской Энциклопедии: «Халхал — город раннего средневековья в Кавказской Албании. Халхал, являющийся зимней резиденцией Албанских правителей, находился в области Ути вблизи границы с Иберией».

«Халхалское сражение (450) — сражение албанцев, восставших против сасанидского самодержавия (Каваказ), армянам и иберов с иранскими войскам» [14].

 

Эти мысли есть и в трудах Т.М. Мамедова [15], в Известиях Академии наук Азербайджанской ССР [16].

Есть одна очень интересная мысль Егише:

«Это он написал и посвятил в это марзпана, имя которого было Себухт. А тот, когда услышал все эти ободряющие вести от Васака и, проверив, и утвердился в мысли, что с малосильным полком идет на него спарапет Армении, не стал выжидать в краях Чора, а сосредоточил все множество своих войск и поспешно перешел большую реку, именуемую Кур, и встретился с ним (Варданом) близ границ Иверии, против города Халхала, который был зимней ставкой царей Албанских)» [17].

Ю.Р. Джафаров в своей статье о локализации храмовой области в Кавказской Албании предполагает, что «область Анаитиды (а также Аспида) около Куры Диона Кассия и храмовая область со святилищем Луны вблизи Иберuи Страбона — одно и то же место. Это тем более вероятно, что Страбон, который черпал сведения у того же Феофана Митиленского, как и Дион Кассий, говорит лишь об одной храмовой области в Албании, а не о двух. Но «Область Анаит» — Анаитида (она же Аспис) Диона Кассия, по-видимому, находилась на правом берегу Куры, в районе древнего Халхала (около Казаха). Халхал же был расположен в области Гардман, провинции Ути (арм. Утик, греч. Отене), вблизи границ Иберии» [18].

Из приведенных цитат видно, что каждый выражает свое мнение о затерянных городах на основе письменных источников. В процессе изучения источников меня особенно заинтересовали Г. Шлиман [10] и К.В. Тревера [9].

Изучив биографию Шлимана [10], я убедился в его настойчивости. Оказывается, Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман родился в семье бедного сельского пастора, начал карьеру торговца. Он был немецким предпринимателем и археологом-самоучкой. Отсутствие специального образования не помешало ему стать один из основателей полевой археологии. Прославился пионерными находками в Малой Азии, на месте античной (гомеровской) Трои, а также на Пелопоннесе — в Микенах, Тиринфе и беотийском Орхомене, он стал первооткрывателем микенской культуры. Его находки вызывали многочисленные споры еще при жизни, однако действительные заслуги Шлимана были оценены только после его смерти.

После того, как я узнал подробности биографии Генриха Шлимана, я стал считать себя

его коллегой. Потому что я также закончил педагогический институт с дипломом с отличием, получив специальность преподавателя математики в средней школе. Защитил кандидатскую диссертацию по теории-истории педагогики. В 2009 году, по рекомендации двух академиков — Расима Эфендиева и Шамиля Фатуллаева — меня приняли на работу в отдел проблем сохранения и восстановления архитектурных памятников при Институте Архитектуры и Искусства НАН Азербайджана на должность старшего научного сотрудника. Мне доверяли исследования архитектурных памятников западного района республики. И, что бы я ни обнаруживал, я все время также сталкивался со спорами. Несмотря на это, я продолжал упорно работать. Своими главными работами считаю «Золотые правила определения местонахождение Девичьей башни», «Нераскрытые тайны замка Короглу», «Единственное лекарство от незаживающих ран», «Тайны парных церквей», «Тайны парных церквей в Азербайджанской Албании», «По потерянным следам города Халхал», «Армянин, превращенный из тюрка», «Беды природы и общества», «Тюркиз шурдваз, охпер, гахтаган», «Сын тюркского тюрка», «Тюркские христианские памятники в Азербайджане» и др. [5; 6; 7; 8].

Отправившись по следам потерянного города Халхал, я многое нашел. Изучив труды

К.В. Тревера, убедился в том, что она, как художница, нарисовала правильную картину этого города. С моей точки зрения, остатки от постройки храма в селе Кохнагала говорят о том, что там находился монастырь. Нам известно, что монастыри были религиозными общинами монахов или монахинь, имели единый устав и комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек в своем распоряжении. «Начиная с III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной такого монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV–V веков» [1]. Если учитывать, что Халхал разрушили в 450 году, значит, этот монастырь являлся одним из первых в Закавказье. Мои находки являются подтверждением данной точки зрения.

Библиографический список

1. Монастырь [Электронный ресурс] / Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь (дата обращения: 12.03.2017).

2. Топ 15 городов, канувших в небытие [Электронный ресурс] / Fishki.net. URL: http://fishki.net/1420109-top-15-gorodov-kanuvshih-v-nebytie.html (дата обращения: 12.03.2017).

3. Список исчезнувших городов [Электронный ресурс] / Dic.academic.ru. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/-201617#.D0.9A.D0.B0.D0.B7.D0.B0.D1.85.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD (дата обращения: 12.03.2017).

4. Словоформы слова «хан» [Электронный ресурс] / Morfologija.ru. URL: http://www.morfologija.ru/словоформа/хан (дата обращения: 12.03.2017).

5. Тагиев С. Армяне, превращенные из тюрков / История и действительность, 2012. N 1. С. 3–17.

6. Тагиев С. Единственное средство от незаживающих ран / Материалы Международной научно-практической конференции 10 апреля, 2013. Уфа, 2013. с. 257–259.

7. Тагиев С. Золотые правила определение местонахождения Девичьей башни / Парные звезды, 2012. Баку. N 50. с. 10–11; N 51. с. 32–33.

8. Тагиев С.П. Тюркские христианские памятники в Азербайджане / Урал-Алтай: через века в будущее: Материалы VI Всероссийской тюркологической конференции (с международным участием). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2014. С. 264–266.

9. Халхал [Электронный ресурс] / Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D1%85%D0-%B0%D0%BB (дата обращения: 12.03.2017).

10. Шлиман Г. [Электронный ресурс] / Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шлиман,_Генрих (дата обращения: 12.03.2017).

11. Chaumont M. L. Albania [Электронный ресурс] / Encyclopædia Iranica. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/-albania-iranian-aran-arm (дата обращения: 12.03.2017).

12. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э.–VII в. н. э. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 389 с.

13. Страбон. География / Пер., ст. и комм. Г.А. Стратановского; Под общ. ред. С.Л. Утченко. М.: Наука, 1964. 944 с.

14. Азербайджанская Советская Энциклопедия / Д.Б. Кулиев. Главная редакция Азербайджанской Советской Энциклопедии, 1987. Т. 10. С. 43.

15. Мамедов Т.М. Албания и Атропатена по древнеармянским источникам (IV–VII вв.). Элм, 1977. С. 23.

16. Академия наук Азербайджанской ССР. Известия. Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1982. С. 18.

17. Егише. О Вардане и войне армянской / К.Н. Юзбашян. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1971. С. 77.

18. Джафаров Ю. Р. О локализации храмовой области в Кавказской Албании / Вестник древней истории, 1985. N 2.

© Научно-популярный журнал Метеор-Сити, 2015-2018.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-63802 от 27.11.15 

ISSN 2500-2422

  • вк+.png
  • Twitter Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Google+ Social Icon
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now