Тайна парных церквей в азербайджанской Албании

(с) Сабир Паша оглы Тагиев, 2016

Кандидат педагогических наук, доцент,

ст. научный сотрудник отдела Проблем сохранения и восстановления архитектурных памятников Института Архитектуры и Искусства Национальной Академии Наук Азербайджана (ИАИ НАНА), г. Баку, Азербайджан

Аннотация. Одним из образцов культурного наследия, имеющих общеазербайджанское значение, являются архитектурные памятники тюрков с христианским вероисповеданием — парные церкви. Период Азербайджанской Албании тщательно расследован ведущими учеными. До настоящего времени данная проблема не была изучена, исследована ни одним ученым кроме нас.

Ключевые слова: Азербайджанской Албании, парные церкви, архитектурные памятники тюрков с христианским вероисповеданием, храм гошаванк.

Из Закона Азербайджанской Республики «О культуре» нам известно, культура — совокупность свойств, определяющих материальные, нравственные, интеллектуальные и эмоциональные особенности общества или социальных групп, и охватывающих образ жизни, порядок совместного проживания людей, системы моральных ценностей, включая искусство и литературу [12]. А национальное культурное наследие — это совокупность принадлежащих Азербайджанскому народу, имеющих общеазербайджанское значение, обладающих универсальными ценностями образцов культуры [7; 9; 10; 11; 13; 15; 17–19; 22; 24]. Материальное культурное наследие состоит из двух частей как недвижимое и движимое имущество. К недвижимому культурному наследию относятся недвижимые археологические, архитектурные, садо-парковые, монументальные, мемориальные памятники, образцы декоративно-прикладного искусства, в том числе культурные, архитектурные, художественные, этнографические, естественные памятники и исторические заповедники, места культуры, мавзолеи, археологические комплексы, архитектурные ансамбли, религиозные очаги и этнопарки [1].

Одним из образцов культурного наследия, имеющих общеазербайджанское значение, являются архитектурные памятники тюрков с христианским вероисповеданием — парные церкви [9; 10; 15; 17; 18; 22; 24]. Период Азербайджанской Албании тщательно расследован ведущими учеными [9; 10; 17; 18; 22; 24]. До настоящего времени данная проблема не была изучена, исследована ни одним ученым кроме нас [17]. Хотя некоторые так называемые ученые, исказили и присвоили памятники и историю Азербайджанской Албании, отрицать историческую реальность невозможно [4; 8; 23]. Подпадая под их влияние, некоторые даже говорили об арменизации тюрков, принявших христианство [6, с. 48; 14, с. 214]. Были и такие, кто, выступая с объективной позиции как настоящий ученый, мастерски исследовали и раскрывали сущность их фальсификаций, ссылаясь на реальные исторические факты [3; 7; 11; 15; 16; 18; 19; 20; 21; 23]. У великого лидера Гейдара Алиева есть прекрасные мудрые высказывания об этом: «Историю надо принимать, понимать и оценивать такой, какая она есть...» [13, с. 39], «Нам известна огромная история нашего народа, история, наполненная героическими страницами. Известна и нам, известна и миру. Азербайджанский народ известен всему миру своей великой историей, полной героических страниц. Испокон веков наш народ сталкивался с иностранными захватчиками, поднимался на битвы, защищал наши земли, умел отстаивать свою национальную гордость и самобытность. Прошлые поколения довели нас до наших дней. Если бы не они, то сейчас не было бы азербайджанского народа» [13, с. 39].

Западные районы Азербайджана богаты памятниками христианского вероисповедания. В переписи 2001 г. в Кедабеке зарегистрировано 106 памятников [1, с. 150]. А в 2014 г. мы установили 1128 новых памятников, которые до сих пор нигде не зарегистрированы. Из них 45 — это церкви, а 9 — монастыри.

Среди памятников христианского вероисповедания в западных районах — Шемкире, Товузе, Акстафе, Дашкесане, Кедабеке — мы обнаружили церкви и монастыри, с которыми нигде не встречались. И курьезность состоит в том, что в большинстве из этих территорий церкви стоят не по одной, а по паре. Они или располагаются рядом друг с другом, или последовательно, или же параллельно, находясь на частичном отдалении. Вначале расположение двух церквей вместе вызвало у нас удивление, но впоследствии мы установили, что это соответствует тюркскому характеру. Так, в настоящее время и на Кавказе, и в Европе, в том числе в странах Азии, женщины и мужчины вместе идут на богослужения в христианские церкви. Однако женщины тюрского происхождения, приходящие в мусульманские мечети на моления, обязательно должны молиться отдельно от мужчин.

Если учитывать данные особенности, то мы вынуждены принять, что молившиеся в парных, параллельных, смежных церквах были тюрками христианского вероисповедания. Ни в армянских, ни в грузинских церквах богослужение женщин не проводится отдельно. Они молятся вместе. Примером тому могут служить смежные Беюк и Бала святыни в деревне Ирмашлы Шемкирского района, Парные золотые церкви на гористой местности под названием Гызыл килсе (Золотая церковь) на территории Чобанкенди Кедабекского района, параллельные церкви на местности под названием Кехнегышлаг села Союдлу, достойные правителей последовательные величественные церкви в окружении монастыря на участке под названием Венг килсеси (церковь Венг) в местечке Чанахчы на территории лесного хозяйства, даже парные церкви в маленьких крепостях в наших деревнях, последовательные церкви в крепости Кероглы в Галакенд, главный храм в Едди килсе в комплексе храма (Семи церквах) — архитектурный памятник местного значения VI–VII веков в селе Лякит Гахского района и вторые большие церкви и т.д

Выходные данные:

Тайна парных церквей в азербайджанской Албании [Электронный ресурс] // Научно-популярный журнал Метеор-Сити, 2016. c. 25-33. URL: http://www.meteor-city.top/3-16-tagiev

Помимо этого, мы смогли установить наличие множества парных церквей на территории Западного Азербайджана:

1/5

Места богослужений — храмы, церкви и монастыри, возведенные вместе, попарно, параллельно, последовательно в связи с тем, что тюркские женщины молились отдельно от мужчин, принадлежат только тюркским народам с христианским вероисповеданием. Поэтому такие памятники, церкви, монастыри и храмы на склонах Малого Кавказа на правом берегу реки Кура, в Западном Азербайджане и Большом Кавказе — на территории Азербайджанской Албании относятся только к тюркоязычным народам. Отмечу с чувством сожаления, что некоторые наши коллеги-ученые с опаской относятся даже к упоминанию в своих прозведениях названий церквей, монастырей. Так нельзя. Если выразиться на манер выдающегося ученого Э. Алибекзаде, мы тюрки с Шумерскими корнями, Az//As основаниями, родословной Скифов, достоинства Саксов, величия Хуннов, мужества Сельджуков, поколения Огузов, тюрки тюркского происхождения. И мы гордимся этим. Наша нация — тюрки, мой язык — тюркский, а Родина — Азербайджан [2, s. 3]. Не стоит забывать, что древними, местными жителями-аборигенами Азербайджана были только лишь тюркоязычные народы. Руководствуясь этим Общенациональный лидер Гейдар Алиев точно отметил: «Я всегда гордился и сейчас горжусь тем, что я азербайджанец!».

Заключения экспертов, являющихся религиозными деятелями уровня официального оппонента в городе Казань, о моей научной гипотезе о тайнах парных церквей:

1. Татарстан. Казань. Встреча в Тихвинской церкви с Отцом Павлом. Мнение Отца Павла о «Тайнах параллельных церквей»: «Вы нашли очень ценный аргумент. Вы же приводите факты. Я думаю это вполне уместно территориальной и национальной традиции. Ваши материалы не переставишь, не подвинешь. Мы же о прошлом многого не можем знать сейчас. Если сохранились такие очаги прохристианской культури, два храма параллельно существуют, значит так было. Что ж мы сможем сказать больше?».

2. Казань. Cтарообрядческая церковь. 7 февраля 2016 г. Мнение Романа Прототягана: «Я могу предположить, что возможно, такие случаи в местных регионах, связанных традициями народа, где мужчина и женщина либо отдельно молятся, либо отдельно обедают, либо отдельно проводят какие-то мероприятия, существуют. Это может быть какими-то культурными особенностями местных жителей. В других регионах может быть по-другому. У нас в России храм один и для мужчин, и для женщин. В других регионах мира возможно строились церкви специально для мужчин и для женщин. Это возможно».

 

3. Казань. Римско-католический храм. 07 февраля 2016 г. Отца Диогенес Уркизо заменяет Алфредо. Мнение Алфредо: «Я ватиканец. У нас женщина и мужчина молятся вместе. Церковь всегда открыта для них. Правда о Ваших гипотезах мало, что знаю, но предполагаю, что это возможно».

4. Казань синагога Хабад-Любавич. 08 февраля 2016 г. Мнение Иосифа Семеновича: «В иудаизме женщины и мужчины молятся отдельно, но в одном помещении. Христиане молятся вместе. У нас мужчины молятся в большом зале, женщины в маленьком. Но здесь большая и маленькая церковь. Молитву же проводит один человек? — Нет. У каждого есть свой мулла, или отец. — У нас, у евреев, молитву проводит один человек. Если у вас так, тогда ваша гипотеза возможна».

5. Казань. Синагога Хабад-Любавич. 09 февраля 2016 г. Мнение главного раввина Казани и Татарстана Ицхак Горелика: «Получил наслаждения от встречи с Вами. Я очень глубоко впечатлен подходом Вашей миссии. Ваше желание, старания уточнит истина. Дай бог Вам здоровья и успеха во всех ваших делах».

Библиографический список

1. Azərbaycan Respublikası ərazisində dövlət mühafizəsinə götürülmüş daşınmaz tarix və mədəniyyət abidələrinin əhəmiyyət dərəcələrinə görə bölgüsü. Azərbaycan Respublikası Nazirlər Kabinetinin 2 avqust 2001-ci il tarixli 132 nömrəli Qərarı ilə təsdiq edilmişdir. B., 2001.

2. Алекперли А.Ю. Памятники Западного Азербайджана. Б., 2007.

3. Alim-vətəndaş Elməddin Əlibəyzadə. B., 2006.

4. Айвазян А. Памятники Армянской архитектуры Нахичеванской АССР. Е., 1981.

5. Багрянородный K. Об управлении империей. М., 1991.

6. Vəlixanlı N. IX-XII əsr Ərəb coğrafiyaşünas-səyyahları Azərbaycan haqqında. B., 1974.

7. Гейбуллаев Г. К этногенезу Азербайджанцев. Б., 1991.

8. Ереванци С. Джамбр памятная книга зерцало и сборник всех обстоятельств святого престола Эчмиадзина и окрестных монастырей. М., 1958.

9. Мамедова Г. Зодчество Кавказской Албании. Б., 2004.

10. Мамедова Ф. Кавказская Албания и албаны. Б., 2005.

11. Мамедов К. Этнография народов Кавказа. Б., 2013.

12. Mədəniyyət fəaliyyətinə dair qanunlar toplusu. B., 2003.

13. Mən fəxr edirəm ki, Azərbaycanlıyam. Ümummilli lider Heydər Əliyevin həyat və fəaliyyəti haqqında. B., 2008.

14. Минорский В. История Ширвана и Дербента. М., 1963.

15. Сараллы С. Украденная история. Геноцид. Б., 2008.

16. Səmuel A. Ermənistan-terrorçu “xristian” ölkənin gizlinləri (İngilis dilindən tərcümə edəni Z. Ağayev), B., 2004.

17. Tağıyev S. Qoşa kilsələr xristian etiqadlı türklərin memarlıq abidələridir // Azərbaycan Respublikası Təhsil Nazirliyi Gəncə Dövlət Universitetində 15-16 oktyabr 2015-ci il tarixdə keçirilmiş “Qafqaz tarixinin aktual məsələləri” Beynəlxalq Konfransının materialları. II hissə. G., 2015.

18. Тагиев С.П. Тюркские христианские памятники в Азербайджане // Нематериальное культурное наследие тюркских народов как обьект сохранения: сборник материалов Международной научно-практичесой конференции (16–19 июля 2014 г.). К., 2014.

19. Tagiyev S. Türkdən dönmə ermənilər.(Beş dildə – аzərbaycan, türk, rus, ingilis, erməni) B., 2012. 

20. Tağıyev S. Təbiətin və cəmiyyətin bəlalari.(Beş dildə – аzərbaycan, türk, rus, ingilis və erməni). B., 2012. 

21. Тотадзе А. Антигрузинская истерия армянских лжеученых. Тб., 2005.

22. Усейнов М., Бретаницкий Л., Саламзаде А. История архитектуры Азербайджана. М., 1963.

23. Церцвадзе Ф. Армянская этнокорпорация. 130 лет обмана. Кровавый беспредел. (Сборник статей). Перев. Этери Бойл; ред. Е. Добин. Н. Йорк, 2009.

24. Щеблыкин И.П. Памятники Азербайджанского зодчества эпохи Низами (Материалы). Б., 1943.

© Научно-популярный журнал Метеор-Сити, 2015-2018.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-63802 от 27.11.15 

ISSN 2500-2422

  • вк+.png
  • Twitter Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Google+ Social Icon
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now