Градация как стилистический прием художественной речи

Стругова Галина Сергеевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку Челябинского государственного педагогического университета,

г. Челябинск, Россия.

 

Аннотация. В статье определяется сущность понятия градации как стилистического приема художественной речи и приводятся разные виды классификаций градуирования: по структуре, характеру основы градационного ряда и количеству градонимов.

 

Ключевые слова: градация, градонимы, синонимия, синонимы, контаминация, климакс, антиклимакс, прямая градация, двойная градация, комбинированная градация, логическая градация, фазисная градация, контекстуальная градация.

Градация — один из наиболее употребительных в художественной речи, но недостаточно изученных приемов экспрессивного синтаксиса. В частности, нет единого понимания сущности этого приема, отсутствует полная общепризнанная классификация градационных рядов, не выявлены все функции градации в художественных текстах.

 

В данной работе мы остановимся на двух первых проблемах, наиболее важных в учебной практике. Вопрос о функциях градации в художественных текстах, конечно же, тоже очень важен, но он требует специального исследования с привлечением большого количества фактического материала.

Термин «градация» образован от латинского gradatio — постепенное усиление. В современной стилистике он употребляется в разных значениях.

В узком смысле градация — разновидность синонимии, а именно: это такие синонимические ряды, члены которых отличаются оттенками значений и расположены в порядке нарастания или ослабления семантики [2, с. 117].

 

В широком смысле (более приемлемом нам) — градация понимается как «стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления» [4, с. 80].

А В.И. Даль связывал слово градация со словом градус: «… разбивка, разделение чего-нибудь на градусы…последовательность, рост степенями» [3, с. 389]. То есть понятие градации выводится за пределы языка и в другие сферы общественной жизни. Ср.: расположение звуков и интервалов в музыкальной гамме, счет в восходящем и нисходящем порядке и пр. Следовательно, градация имеет универсальный характер, и надо различать градацию языковую и градацию неязыковую.

 

Понимая градацию в широком смысле, нужно иметь в виду, что в роли градонимов часто выступают неравнозначные языковые единицы, то есть не относящиеся к одной лексико-тематической группе. Например:

И где ж Мазепа? Где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе?

(А. Пушкин)

 

Относительно сближения градации с синонимией следует заметить, что это все-таки разные явления. Но иногда они пересекаются, в результате чего возникает контаминация. То есть скрещивание, объединение (при традиционном понимании синонимии как слов, близких или тождественных по своему значению, выражающих одно и то же понятие, но различающихся или оттенками значения, или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим» [4, с. 384].

 

Для подтверждения этого сравним следующие ряды слов:

1. Робкий, несмелый, боязливый, трусливый — синонимичный ряд, не являющийся градационным.

2. Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин) — градационный ряд, не являющийся синонимичным.

3. Горячий, жгучий, знойный, обжигающий — синонимичный ряд, являющийся в то же время градационным.

Проблемным остается также вопрос о видах градации.

 

В словарях при определении градации обычно отмечают два ее вида: восходящую (климакс) и нисходящую (антиклимакс) — в зависимости от порядка следования градонимов в градационном ряду.

Примеры восходящей градации:

Идут часы, и дни, и годы…

(А. Блок).

Они поют из темной ложи:

«Найди. Люби. Возьми. Умчи»

(А. Блок).

Пример нисходящей градации:

Все грани чувств,

Все грани правды стерты:

В мирах, в годах, в часах.

(А. Белый).

 

Анализ располагаемого нами фактического материала позволяет проводить и другие классификации градуирования: по структуре, по характеру основы градационного ряда, по количеству градонимов.

По структуре градуирования можно выделить прямую градацию, двойную, сдвоенную и комбинированную (восходяще-нисходящую).

Прямая (простая) градация — такая, в которой представлен один ряд градонимов, расположенных в одном порядке: восходящем или нисходящем, например:

Все зашевелилось, проснулось, запело. (И. Пургенов).

Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой (Интернационал).

 

Двойная градация предполагает наличие двух однотипных градационных рядов, например:

Не волнуйся, не плачь, не труди

Сил иссякших, и сердца не мучай.

Ты жива, ты во мне, ты в груди,

Как опора, как друг и как случай.

(Б. Пастернак)

 

Сдвоенная градация — градация, в которой градонимы двух рядов подаются попарно, типа:

Кто-то сказал, и это стало крылатой фразой: Дни идут, месяцы бегут, а годы летят (В. Попов)

Комбинированная градация совмещает в одном тексте два типа: восходящую и нисходящую, например:

Дон Кихот обнажил свою шпагу и напал на постояльцев. Священник кричал, хозяйка орала, дочка хозяйки вопила, Мариторнес плакала, Доротея растерялась… словом, по всей гостинице раздавались плач, крики, вопли; повсюду царило смятение, суматоха, растерянность (М. де Сервантес).

Или: Море крыш возвести на бумаге, целый мир, целый город в снегу (Б. Пастернак).

 

В зависимости от характера основы градационного ряда выделяем грамматическую, логическую (семантическую), фазисную (векторную) и контекстуальную градации.

Грамматическая градация основана на употреблении слова в разных грамматических формах, например:

Мы как белые журавли

Или как тасманские волки,

Или как пейзажи на Волге.

Нас сводили, сводят, свели

(Б. Слуцкий).

Или формы степеней сравнения: новый-новые-новейший.

 

Логическая (семантическая) градация опирается на лексические средства языка, прежде всего на лексическую синонимию, например:

Осенью степи совершенно изменяются и получают свой особенный,

самобытный, ни с чем не сходный вид (С. Аксаков).

— Уезжайте сейчас же…Заклинаю вас всем святым, умоляю… (А.П. Чехов).

 

Особо следует отметить редкие примеры этого вида градации, где имеет место повтор градонима, типа:

Наш стон все глуше, глуше, глуше (В. Высоцкий).

Иногда повтор градонима сопровождается графическим средством — постепенным увеличением размера букв: И жара, жара, жара! (В. Высоцкий).

Фазисная (векторная) градация (термин Э.М. Береговской) [1, с. 80] в своей основе имеет фазисность, то есть когда процесс постепенного продвижения к цели расчленяется на отдельные фазы, в которых четко выделяются начало, середина и конец, например:

Пришел. Увидел. Победил (Ю. Цезарь).

Не думай бежать!

Это я вызвал.

Найду, загоню, доконаю, замучу (В. Маяковский).

 

Интересны случаи фазисной градации, где фазисность передается с помощью повтора:

Щенок гулял, гулял, гулял и вырос (В. Левин).

 

Контекстуальная градация возникает в конкретном контексте и базируется на словах, относящихся к разным лексико-тематическим группам, но объединяющихся общим понятием, например:

И где же Мазепа?

Где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе? (А.С. Пушкин).

 

Здесь объединяющим понятием выделенных слов является «предатель».

Но чернеют пламенные дали

— Не уйти, не встать и не вздохнуть (А. Блок).

 

Объединяющим понятием в данном контексте является «трудная ситуация».

Заслуживает внимания также характеристика градации с точки зрения количества градонимов.

По нашим наблюдениям, в художественных текстах доминирует трехэлементная градация, типа:

Идут часы, и дни, и годы (А. Блок).

О, ты светишь, ты греешь, ты жжешь,

Ты живешь, ты живешь! (К. Бальмонт).

 

Реже встречается градация более сложной структуры, например:

Присягаю ленинградским рекам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

Два бешеных винта, два трепета земли,

Два грозных грохота, две ярости, две бури,

Сливая лопасти с блистанием лазури,

Влекли меня вперед. Гремели и влекли (Н. Заболоцкий).

Рыбу ловят в морях, озерах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах… (А.П. Чехов).

 

Случаи употребления двухэлементной градации редки (кстати, не все ее и признают):

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя (А. Пушкин).

 

В заключение следует отметить, что градация, как и все другие приемы экспрессивного синтаксиса, — явление индивидуальное, и каждый писатель использует разные ее виды в своих целях, что является предметом специального исследования.

 

 

Библиографический список

1. Береговская Э.М. Система синтаксических фигур: к проблеме градации // Вопросы языкознания, 2003, N 3. с. 79-91.

2. Бережан С.Г. К вопросу о синонимии исконных и заимствованных слов // Методы сравнительно-сопоставительного изучения современных романских языков; под ред. М.А. Бородиной и М.С. Гурычевой. М.: Наука 1966. С. 51-68.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1. [Словарь]. М.: Русский язык, 1998. С. 699.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов (словарь). М.: Просвещение, 1976. С. 543.

Выходные данные:

Стругова Г.С. Градация как стилистический прием художественной речи [Электронный ресурс] / Научно-популярный журнал Метеор-Сити, 2016. N1, С. 90-93. URL: http://www.meteor-city.top/#!1-16-strugova/sy8sj (дата обращения: 04.04.2016).

© Научно-популярный журнал Метеор-Сити, 2015-2018.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-63802 от 27.11.15 

ISSN 2500-2422

  • вк+.png
  • Twitter Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Google+ Social Icon
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now